Топ-24 ресурса для коммуникаторов от науки

Научный пиар – сфера специфическая, круг специалистов не столь широк, а тема по-прежнему нуждается в популяризации. Мы подготовили подборку образовательных ресурсов для тех, кто хочет заниматься продвижением науки и получить необходимую базу для работы в этой области.

Подборка обобщает существующие источники и образовательные возможности. Если вы уже работаете, то сможете найти в ней ответы на вопросы, возникающие в практике, а если начинающий научный коммуникатор — то сориентироваться в динамично развивающемся профессиональном поле и получить ответы на вопросы «что посмотреть, что почитать и куда податься».

В России, в условиях дефицита кадров, грань между самоопределением научного коммуникатора и научного журналиста особенно тонка. Оставив за порогом вопросы этики, скажу только, что и тем, и другим важно понимать особенности работы друг друга, поэтому ресурсы по научному пиару и журналистике мы разделять не стали.

Видеолекции

Курс «Миссия SciComm» от Университета ИТМО

Этот курс позволяет познакомиться практически со всем многообразием возможностей в сфере научной коммуникации. Он состоит из четырех блоков:

  • научный PR и научная коммуникация в широком смысле;
  • научная журналистика;
  • пространственно-визуальные форматы научной коммуникации;
  • тонкости коммуникаций ученых с обществом без посредников.

Курс лекций научных журналистов «Наука в медиа»

Осенью 2016 года на Физтехе журналисты научно-популярных изданий рассказывали, как делать сложные научные открытия понятными и интересными широкой аудитории. Что-то с тех пор поменялось: кто-то перестал быть главредом или сменил редакцию, но лекции по-прежнему актуальны, если вы хотите в целом разобраться что к чему. Разбирали как конкретные текстовые форматы, так и миссию научпопа в ретроспективе.

Курс проводился два раза, поэтому есть еще плейлист, в котором добавились новые спикеры. Кстати, если вы еще не знакомы с лекторами, то советую подписаться на их аккаунты на Facebook — некоторые из них рассказывают об «увлекательной кухне» редакций и пресс-служб.

Курс для ученых «Наука в медиа 2.0»

Этот мини-курс от пресс-службы Физтеха больше сфокусирован на взаимодействии коммуникационных служб и ученых. Мы рассказали исследователям, чем может быть полезно продвижение научной работы на широкую аудиторию, как с его помощью наладить взаимодействие с коллегами и грантодателями, а также привлечь в лабораторию новых сотрудников. Здесь частично отражен опыт «коммуникационной лаборатории» 2017 года: поделились нашими лайфхаками написания научных пресс-релизов, дали инструкцию ученым по взаимодействию со СМИ, введение в графический дизайн и многое другое.

II форум научных коммуникаторов

Профессиональная «сходка» коммуникаторов летом 2018 года. Участники обменивались опытом и лучшими практиками. В форуме принимали участие научные коммуникаторы, представители научно-популярных СМИ, социологи науки и известные ученые, а также были дискуссии между экспертами по актуальным проблемам профессии. Подробную программу и таймлайн можно найти сразу под описанием видео.

Книги

Благодаря усилиям команды Университета ИТМО, прекрасного журналиста Ольги Добровидовой, проекта «Коммуникационная лаборатория» и издательству «Альпина нон-фикшн» в прошлом году вышло три переводных книги-хита. На мой взгляд, две из них дают отличные вводные для знакомства с зарубежным опытом, а одна может стать буквально настольной книгой каждого научного коммуникатора, особенно начинающего.

Мэттью Шипман (Shipman Matthew). Научная коммуникация: руководство для научных пресс-секретарей и журналистов

Мэттью Шипман, отдавший много лет научной журналистике, а впоследствии ставший научным пресс-секретарем в Университете Северной Каролины, делится тонкостями этого искусства. Как написать пресс-релиз или пост в специализированный блог, как привлечь к теме журналистов, как организовать взаимоотношения с научным коллективом, как раскручивать материал в соцсетях. И самое главное: что нужно, чтобы полюбить науку и свою работу, посвященную популяризации науки.

Массимиано Букки (Bucchi Massimiano), Брайан Тренч (Trench Brian). Пособие по общественным связям в науке и технологиях

Книга представляет собой обзор научной коммуникации в широком контексте: авторы рассматривают ученых в популярной культуре, научные музеи, исследования в научной коммуникации и многое другое. Эту книгу по праву можно назвать «энциклопедией», которая содержит подробный обзор важнейших проблем, перспектив и актуального состояния столь быстроразвивающейся области, как коммуникация науки и общества.

Дебора Блюм (Blum Deborah), Робин Маранц Хениг (Henig Robin Marantz), Мэри Кнудсон (Knudson Mary). Полевое руководство для научных журналистов

Эту книгу написали специалисты Национальной ассоциации научных журналистов — настоящие профи и лидеры области. Они делятся секретами ремесла — от поиска идей и источников до безупречного стиля. Авторы объясняют, как пробиваться через информационный поток к важным сюжетам и как написать захватывающую историю, способную заинтересовать как специалиста, так и простого обывателя. От себя добавлю, что в книге есть отдельная глава, посвященная научной коммуникации в организациях, где рассмотрены и антикризисные коммуникации в научном поле.

Сборники научного PR от РВК

Живой и актуальный опыт тех, кто прямо сейчас занимается нелегким делом популяризации науки в России, изнутри знает проблемы и активно ищет решения, собран в пособиях от РВК.

Чтобы понимать, как развивалась и развивается научная коммуникация в России, познакомьтесь с «Формулой научного PR», которая даст вам представление, как всё начиналось и куда движется сейчас.

Формула научного PR, выпущена в 2014 году — на заре формирования сообщества научных коммуникаторов в России.

Формула научного PR 2.0, выпущена в 2016 году. Здесь объединены интересные практики из разных регионов, успешные и не очень, требующие специальных знаний и ресурсов и доступные каждому, кто хочет популяризировать науку.

Формула научного PR 3.0, выпущена в 2017 году — научная коммуникация в России постепенно синхронизируется с глобальным контекстом.

Исследование состояния научной коммуникации в России

Помимо кейсов, российский опыт обобщен в двух исследованиях, которые в разные годы проводились РВК, SPN Communications и Университетом ИТМО. Здесь про количественные и качественные показатели медиаполя науки, лидеров сферы среди организаций, про вовлеченность и интерес общественности к науке, анализ зарубежного поля и трендов, а также практические рекомендации.

Динамика развития отрасли научной коммуникации в России 2014—2015 гг.
Динамика развития отрасли научной коммуникации в России 2016—2017 гг.

Посмотрели, почитали, теперь хочется чего-то более серьёзного?

Курсы

Онлайн-курс Университета ИТМО

В качестве академической дисциплины научная коммуникация в России действительно делает лишь первые шаги, но на практике она давно и стремительно развивается. Онлайн-курс от ИТМО сосредоточен на практических задачах и дает студентам навыки, которые они смогут использовать в реальной работе в научно-популярных СМИ или департаментах коммуникаций научных учреждений. Например, лекторы учат работать с научными источниками и писать новости.

Курс запускался уже 5 раз, и каждый раз на него регистрируется более 700 слушателей. Однако это свидетельствует не только о популярности научного направления PR, но и о признании профессии на более серьезном уровне: по итогу можно получить сертификат о повышении квалификации гособразца.

Курс научной журналистики Андрея Константинова

 Под эгидой журнала «Русский репортер» уже несколько лет идет курс по научной журналистике. Его ведет редактор отдела науки «РР» и научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера», пятикратный лауреат конкурса инновационной журналистики Tech In Media Андрей Константинов. Курс Андрея состоит из двух компонентов: экскурса в науку и практических занятий (от простых к сложным, с возможностью потом опубликовать их в «РР» или других дружественных изданиях).

Выпускники в этом году выиграли два первых места из четырех Tech in Media, а ваш покорный слуга смог в 2016 году найти работу в МФТИ даже когда не было открытых вакансий.

Летняя школа. Школа наука и журналистика (ШНЖ)

Школа «Наука и журналистика» (ШНЖ), пожалуй, — один из самых крупных в России проектов по подготовке популяризаторов науки. В результате работы этой мастерской несколько лет назад, например, появился журнал «Кот Шрёдингера», а уже через полтора года на государственном конкурсе его признали лучшим в стране печатным изданием о науке.

Программа каждый год несколько варьируется, но основные блоки такие: мастер-классы от научных журналистов, лекции ученых и популяризаторов науки, семинары с разбором качественных журналистских материалов, а также практические занятия по сбору информации, выбору темы, формулированию питча для редактора, технологии письма, переговорам и т.д. Подавать заявки можно будет примерно с апреля, а учёба проходит непосредственно летом: в конце июля-начале августа.

 Летняя школа. Мастерская научной коммуникации 

Это недельное мероприятие в формате палаточного лагеря, которое проходит на базе ОИЯИ под Дубной. Мы стремимся дать знания тем, кто хочет работать в области корпоративных научных коммуникаций: в пресс-службах вузов, НИИ и музеев. Приглашаем на Школу лучших практиков, чтобы дать необходимую базу для работы и укрепить профессиональное сообщество научных коммуникаторов.

К нам уже приезжали PR-консультант Дина Мостовая, президент АКСОН Александра Борисова, руководитель пресс-службы Физтеха Алена Гупаисова, а также журналисты ведущих изданий, пишущих о технологиях и многие другие.  В этом году мы расширяемся и будем делать отдельную программу для учёных, которым интересно взаимодействие с широкой общественностью.

Также, как и в случае с ШНЖ, подавать заявки можно будет примерно с апреля, а учёба проходит непосредственно летом: в конце июля-начале августа. Найти нас и пройти отбор можно будет здесь.

Магистратуры

Магистратура по научной коммуникации Университета ИТМО

Команда Университета ИТМО в 2016 году запустила первую в России магистерскую программу по #scicomm. Помимо основных курсов по журналистике и пиару, здесь учат наукометрии и анализу данных, теории коммуникации, визуализации, научной политике и новым медиаформатам.

Кроме того, студенты имеют возможность принимать участие в выездных и заграничных стажировках, а также поехать по программе обмена в Университет Рейн Ваал (Германия) — один из лидирующих центров развития научной коммуникации в Европе.

Чтобы у вас не оставалось сомнений в достоинствах этой магистратуры — почитайте материал на chrdk.ru. Студенты уверенно говорят, что придут в научную организацию и смогут сделать ее лучше. Из классных бонусов: на программу есть конкурс по портфолио, который дает возможность поступить без экзаменов.

Магистратура «Искусство и наука /Art&Science» Университета ИТМО

Art & Science — это еще пока очень непривычное, но стремительно развивающееся направление российской культуры. Курс обучения построен на принципах конвергенции последних достижений в области высоких технологий (биологии, IT, фотоники, оптики, робототехники) в сочетании с прикладной художественной практикой.

По словам создателей магистратуры, здесь можно развить художественную интуицию, реализовать свой креативный потенциал и создать авторские проекты, способные откликнуться на глобальные вызовы современности используя языки высоких технологий и творчества. Есть возможность поступить по конкурсу портфолио. Учиться нужно будет на английском.

Магистратура по научной журналистике СПбГУ

Научных журналистов, пользующихся авторитетом в научной среде и способных доступно излагать объективно сложную проблематику, всё еще мало. В СПбГУ готовят универсалов, имеющих общенаучную теоретическую базу и обладающих практическими навыками создания научно-познавательных медиатекстов для разных видов СМИ.

Группы в соцсетях, за которыми стоит следить

АКСОН, ассоциация коммуникаторов; там же можно почитать свежее исследование рынка научных коммуникаций в институтах и вузах

Коммуникационная лаборатория: объединяет коммуникаторов, собирает и создает методички по работе

SciComm Russia: группа в Facebook для тех, кто работает коммуникатором в научном институте или вузе

Клуб научных журналистов: группа в Facebook, где иногда публикуют вакансии

Центр научной коммуникации ИТМО: выкладывают подборки полезных статей и книг из зарубежных источников, а также оперативно делятся вакансиями и стажировками сферы

Если вы знаете дополнительные ресурсы, не стесняйтесь писать на gureva.geo@gmail.com. Мы все — первопроходцы, которые могут внести свой вклад в развитие отрасли.

Об авторе: Алена Гурьеваиректор мастерской научных коммуникаций Летней школы, специалист пресс-службы МФТИ, эксперт Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН)

Фото: Университет ИТМО, Слава Замыслов, Летняя школа