Более половины российских блогеров не маркируют рекламу

В начале года агентство «Идеи&Решения» провело опрос среди 215 блогеров и выяснило, что 50% из них размещают рекламу без маркировки. Еще 21% блогеров заявили, что не знают о новых требованиях и не готовы работать с клиентами по договору.

Особенно сложная ситуация с региональными блогерами, которые не привыкли работать официально и избегают соблюдения новых требований. Только 32% опрошенных имели опыт работы с договорами и регулярно маркировали все рекламные публикации. В агентстве отметили, что иногда приходится объяснять блогерам необходимость заполнения документов и предоставления отчетности.

Однако бывают случаи, когда блогеры подписывают договор, маркируют публикацию, а затем перестают реагировать на сообщения. Такое безответственное поведение может привести к штрафам. Иногда блогеры также не удаляют публикации, которые должны были быть удалены по договору, и агентству приходится иметь дело с «вечной» отчетностью, когда необходимо отправлять данные статистики ежемесячно.

Существует ещё одна отработанная схема: блогер размещает пост без маркировки на сутки, затем удаляет, не понимая, что мониторинговые системы отслеживают и сохраняют все рекламные публикации.

В своей практике столкнулись с ситуацией, когда и сами рекламодатели не знают о требованиях к маркировке, о том, как реализовать их на практике, продолжая работать без договоров. А когда сталкиваются со штрафами, искренне не понимают, за что они их получили, ведь рекламу публиковал блогер, а не они.

Ситуацию прояснила адвокат коммуникационного агентства Идеи&Решения Алина Пархоменко: «Региональные блогеры надеются, что их работу никто не отслеживает и штрафы им не грозят. Но если блогер, например у себя в сети размещает рекламу производителя без маркировки и по ней не отчитывается, административное дело будет возбуждаться в отношении владельца соцсети или канала (т. е. блогера). Это общее правило, которое сейчас действует».

Напомним, штрафы могут быть применены в таком порядке:

— штраф за отсутствие маркировки может быть наложен и на рекламодателя как на лицо, напрямую заинтересованное в размещении рекламы, и на рекламораспространителя (то есть на блогера), который в своём канале размещает данную рекламу и тоже обязан соблюдать закон о маркировке рекламы;

— штраф за неподачу отчётности о статистике также может быть применён и к рекламодателю, и к рекламораспространителю (блогеру). Механизм отчёта о статистике устроен так, что отчитывается об этом тот, кто маркирует;

— штраф за неподачу отчётности об актах будет применён к каждому. Это следует из обязанности каждого отчитываться о своих актах (по п. 3 ст. 18.1 Федерального закона «О рекламе», Постановление Правительства РФ № 948 от 25.05.2022). Тот, кто не отчитался об актах, того и привлекут. Исключение составляет только случай делегирования отчётности по договору. Например, если рекламодатель делегировал блогеру подачу отчётности об актах за него, то привлекут блогера.