Эта статья — заключительная в цикле «Персональный бренд». Мы уже поговорили о том, как действовать в публичном пространстве тем, кто хочет добиться должности топ-менеджера, и предпринимателям. На этот раз речь пойдёт о персональном бренде эксперта.
Фото: Unsplash
Синдром самозванца – психологическое явление, при котором человек чувствует неуверенность несмотря на очевидный успех или внешние доказательства своих компетенций. Вы когда-нибудь испытывали подобное? На деле, каждый второй специалист, уверенно стоящий на ногах в своей отрасли, чувствует себя «самозванцем», когда речь заходит о публичности.
Сильный персональный бренд эксперта отрасли решает две задачи. Во-первых – для себя любимого – хорошая репутация позволяет выйти практически из любой конкуренции. Специалиста с именем ценит работодатель, с ним хотят работать клиенты. Во-вторых – для мира – если вы искренне увлечены темой, ваш опыт будет полезен другим. Люди будут благодарны за ваши идеи и знания, вы сделаете чью-то жизнь лучше, и себе заработаете баллов в карму.
Как стать экспертом своей отрасли?
Давайте для начала договоримся, кто такой эксперт. Наиболее подходящее определение в контексте персонального брендинга: это специалист с реальным опытом, основанным на десятках тысяч часов, посвящённых одному делу. Вместе с возможным синдромом самозванца в нём развит синдром студента: он жаден до знаний и находится в перманентном профессиональном развитии.
Если вы такой, ваши комментарии вызывают у читателей смиренный вздох и доверие, ведь вы вправе говорить на заявленную тему.
Путь эксперта подойдёт вам, если ближайшие 3-5 лет минимум вы планируете оставаться в одной профессиональной сфере. Вы можете развиваться в HR, логистике или маркетинге в разных компаниях и индустриях, но ваш путь как специалиста не выйдет за грани одного направления. Вы не переметнётесь с руководителя T&D в отдел закупок и снабжения. Иначе вся накопленная экспертиза, весь запас профессиональной идентичности «обнулится», и вам придётся начинать заново.
Дмитрий Румянцев пишет об интернет-маркетинге, Алексей Кузин — о недвижимости и риэлторах, Владимир Якуба — о рекрутинге. Примеров «пути эксперта» очень много. Читатель никогда не спутает профессиональный контент с псевдоэкспертизой — достаточно лишь «погуглить» ваше имя.
Как эксперту разобраться, о чём и где писать?
- Поймите, в чём ваш реальный опыт и какую пользу вы можете приносить людям.
- Транслируйте ваши идеи, рассказывайте кейсы и инструменты, размышляйте о проблемах отрасли и предлагайте решения, комментируйте тематические новости с вашей, экспертной точки зрения.
- В первую очередь вы объединяете читателей вокруг ниши, а не собственной персоны. Не распыляйтесь: чтобы поддержать реальный опыт в онлайн, придерживайтесь выбранной тематики.
- Ваша аудитория массовая или узкая? Что читают и где общаются эти люди? Как и в случае с «путём предпринимателя», ценность ваших знаний подразумевает единую площадку для их трансляции. «Блог одного опытного HR тяжеловеса» может размещаться на личном сайте, в отраслевом СМИ или сообществе в соцсетях .
Возвращаясь к синдрому самозванца. Чтобы его преодолеть, вспомните – всем подряд нравятся только котики. Ваше мнение не должно устраивать 100% читателей. Тем интереснее. Вы отсекаете людей, которые на другой волне, получаете обратную связь и расширяете ваши представления о теме. Вы растёте вширь. Увеличиваете опыт и наращиваете медийную массу, а это уже заявка на сильный персональный бренд эксперта отрасли.
Все бренды, как и люди, разные. Одни семейные, другие путешествуют, третьи занимаются бизнесом, четвёртые увлечены модой, пятые любят философствовать. Может показаться, что вы должны делать всё то же самое и одновременно. Нет, вы не должны быть таким же!
Не чувствуйте ограничений. Почувствуйте воодушевление от того, что ваш персональный бренд совсем другой. Поймите вашу пользу и найдите баланс между тем, чем вам комфортно делиться, и тем, что принесёт выгоду вашей карьере. Между вашей личностью и профессионализмом. Опыт показывает: публичностью можно управлять без ущерба собственной нервной системе.
Об авторе:
Надежда Кобина,
директор PR-агентства «Космос-4»