Исследование: как изменился рынок труда в пиаре и маркетинге за последний год

HeadHunter подготовил исследование рынка труда в области маркетинга и пиара за период с 2015 по 2016 год. Для его составления была использована эксклюзивная информация, собранная с помощью обширной базы вакансий и резюме сайтов hh.ru и carrer.ru, а также данные онлайн-опросов среди соискателей, проведённых HeadHunter в феврале, мае-июне и сентябре-октябре 2016 года.

Представляем вам результаты исследования. Они, кстати, рисуют вполне оптимистичные перспективы для пиарщиков и маркетологов в ближайшем будущем.

Фото: Фотобанк «Фотодженика»

Спрос на маркетологов и пиарщиков растёт

В 2015 и 2016 годы сфера маркетинга, наряду с рекламой и PR, пострадала от кризиса одной из первых — компании были вынуждены сокращать соответствующие расходы в своих бюджетах. Стабилизация экономического положения в 2016 году принесла обратный эффект — работодатели резко повысили спрос на специалистов-маркетологов, компенсируя двухлетнее «простаивание» в этой области. В результате этого сфера маркетинга стала одним из лидеров по росту работодательского спроса в 2016 году.

Спрос на работников в сфере маркетинга и PR в январе-октябре 2016 по сравнению с январём-октябрём 2015 увеличился на 28%.

Особенно бросается в глаза взрывной рост спроса в регионах — за период с января 2015 года по март 2016 он увеличился сразу в три раза!

hh-1

Удовлетворить повышенный спрос компаниям удалось довольно быстро — к настоящему моменту количество вакансий в сфере «Маркетинг» практически сравнялось с общерыночным показателем. В регионах, где, как и в Санкт-Петербурге, спрос на маркетологов всё это время рос повышенными темпами, он закономерно опережал и общий спрос на рынке труда.

В столице маркетологи выделялись на общем фоне лишь в первые пять месяцев 2016 года, после чего значение спроса вернулось к среднему по рынку. Любопытно, что и в Санкт- Петербурге, и в регионах пик спроса на маркетологов пришёлся ровно на то же время — весну 2016 года.

При росте спроса конкуренция среди соискателей всё это время оставалась довольно низкой, что логично. Интересно другое: уровень конкуренции на рынке труда оставался примерно на одном уровне, несмотря на резкие колебания спроса.

Главными драйверами спроса на маркетологов являются компании из сфер бизнеса, которые так или иначе связаны с рекламой и продвижением — СМИ, маркетинг, реклама, BTL, PR, дизайн и продюсирование. Стабилизация экономической обстановки вызвала повышенный спрос на услуги продающих компаний и специалистов.

Положительно влияют на динамику спроса на маркетологов также компании из сфер IT, торговли, производства продуктов питания и потребительских товаров. То же самое можно сказать и в отношении сфер строительства и услуг для бизнеса, которые также активно оживают после кризиса.

Зарплаты: предложения и ожидания

Повышенный спрос на специалистов отнюдь не означает, что компании готовы им больше платить. Так, средняя зарплата маркетологов и PR-специалистов в компаниях из отрасли «СМИ, маркетинг, реклама, BTL, PR, дизайн и продюсирование» в Москве составляет 58 тыс. рублей, что близко к значению средней зарплаты маркетологов в столице в целом (а также средней зарплаты в столице вообще).

В Санкт-Петербурге и регионах компании из той же сферы чаще предлагают соискателям по 45 и 35 тыс. рублей в месяц соответственно. Лидерами по предлагаемым маркетологам зарплатам являются компании, связанные с добычей и переработкой природных ресурсов, традиционно считающиеся одними из самых богатых работодателей России. Это представители отраслей: «Нефть и газ», «Металлургия», «Добывающая отрасль» и «Энергетика».

В столице также процветают компании из сфер управления активами и услуг для бизнеса. Кроме этого, московские и петербургские маркетологи могут неплохо зарабатывать в строительстве и интернет-сфере, а вот в регионах специалисты преуспевают в энергетике, строительстве и сфере обслуживания.

Средняя предлагаемая зарплата в сфере маркетинга и PR в России в 2016 году: 41 200 руб.

 

hh-2

Самыми прибыльными специальностями в сфере маркетинга оказываются «Бренд-менеджер» и «Веб-аналитик», если оставить за скобками должность директора по маркетингу, чья зарплата ожидаемо примерно в два раза выше, чем у рядовых сотрудников. В целом видна явная тенденция увеличения зарплаты по мере более узкой специализации сотрудника в сфере цифрового маркетинга. Так, зарплаты аналитика и веб-аналитика или маркетолога и интернет-маркетолога различаются везде в пользу последних.

Хуже всего оплачивается труд специалистов по SMM и телемаркетингу, где традиционно профессиональные требования к соискателям остаются сравнительно низкими. Так, чтобы писать в социальные сети или продавать услуги по телефону, от кандидатов обычно не требуется даже профильное маркетинговое образование.

hh-3

По данным HeadHunter, за прошедший год средняя ожидаемая зарплата в сфере маркетинга хоть и незначительно, но выросла — с 58 200 до 59 900, то есть на 1 700 руб.

Основные различия между Москвой и регионами касаются уровня ожидаемых зарплат, которые соискатели указывают в своих резюме. В столице на зарплату от 15 до 40 тыс. рублей в сумме претендуют лишь 7% от всех маркетологов. Ещё 13% специалистов хотели бы зарплату на уровне 10-15 тыс. рублей, что может объясняться высокой концентрацией различных подработок в столице.

В Санкт-Петербурге в этот же промежуток между 15 и 40 тысячами умещается ожидаемая зарплата почти половины всех маркетологов, а именно — 46% от общего числа. Ещё 2% рассчитывают получать менее 15 тыс. рублей в месяц. На зарплату более 80 тыс. рублей в месяц в Санкт-Петербурге претендует лишь каждый десятый маркетолог, хотя в Москве таковую указывает каждый третий.

В регионах же средний ожидаемый заработок маркетологов ещё ниже. Если в двух столицах на зарплату 20-30 тыс. рублей в месяц претендует всего 5% и 16% соответственно, то в регионах таковых набирается ровно треть от всех специалистов. Зарплату ниже 40 тыс. рублей в месяц рассчитывают получать более ¾ всех региональных работников сферы «Маркетинг» (напомним, в Петербурге таковых половина, а в Москве — всего лишь каждый пятый).

Рейтинг вузов по профильным специальностям

HeadHunter на основе базы вакансий и резюме сайтов hh.ru и career.ru составил рейтинг факультетов Московских вузов, которые готовят специалистов по маркетингу и PR, и проанализировал успешность их выпускников в поиске работы по своей специальности.

hh-4

Чем выше в рейтинге находится тот или иной факультет, тем проще его выпускникам найти хорошо оплачиваемую работу. Абсолютным лидером составленного таким образом рейтинга стал Факультет социологии «Высшей школы экономики», чей балл заметно опережает ближайших преследователей — Факультет рекламы и связей с общественностью Московского государственного университет печати им. Федорова и Институт маркетинга Российского экономического университета им. Плеханова.

В целом в рейтинге оказались представлены целых три факультета «Высшей школы экономики», подтверждая репутацию этого вуза как одного из самых престижных в деле подготовки специалистов-гуманитариев в России, в том числе и маркетологов. Лишь два вуза из десяти имеют отдельные факультеты, посвящённые изучению маркетинга — это РЭУ им. Плеханова и Государственный университет управления. Причём оба находятся в середине рейтинга, хотя ещё в прошлом десятилетии именно они считались одними из самых престижных учебных заведений в деле обучения маркетологов.

Из других сюрпризов можно отметить относительно низкое место Экономического факультета Московского государственного университета им. Ломоносова — одного из самых престижных вузов страны. Любопытно, что сразу вслед за ним расположился журфак все того же МГУ, в котором можно пройти подготовку по программе «Реклама и маркетинг». Не исключён и тот факт, что в маркетинг приходят и непосредственно бывшие журналисты, окончившие этот факультет — по крайней мере, это распространенная практика среди SMM-менеджеров.

Познакомиться с рейтингом вузов и методологией его составления более подробно  можно здесь.

Итоги

На рынке труда образовалась благоприятная обстановка для опытных специалистов в области маркетинга и PR (особенно — в области цифрового маркетинга). Лучший способ выделиться среди региональных специалистов — это владеть разговорным английским, зато в столицах, где уровень конкуренции несколько выше, маркетологи вправе рассчитывать на высокий заработок.

Растущий в долгосрочной перспективе спрос, широкий спектр вакансий, не самый высокий уровень конкуренции, развитие новых специализаций в профессии — всё это позволяет маркетологам и PR-специалистам смотреть в своё карьерное будущее со сдержанным оптимизмом.