new-year-2

Тренды в PR: что пиарщикам ждать от следующего года

В PR-прогнозах на 2016 год звучали следующие тренды:

  • ценность пиарщика проявляется не только в вышедших материалах, но иногда и в похороненных; 
  • жёсткие  KPI;
  • возвращение  политтехнологов.

Говорить о том, насколько правдиво было первое утверждение, сложно, как оценить эффект того, что не случилось. Но скандалов на рынке в 2016 году действительно было достаточно: Golden Apple, «Делимобиль», Aviasales, «Бургер Кинг» и многие другие. KPI точно появились в обиходе как пиарщиков, так и работодателей и заказчиков, что не может не радовать. Возвращение политтехнологов тоже случилось, но заметно это было прежде всего в регионах России.

А теперь традиционно хочу порассуждать о том, что ждёт отрасль в 2017 году. Что изменится, чего не хватает и куда все бегут.

Фото: сериал «Безумцы»

Диффузия специализаций в коммуникациях

Если раньше был всё отдельно: PR, IR, GR, SMM, маркетинговые коммуникации — то сейчас рынок хочет универсальных специалистов, которые обладают знаниями и умениями в нескольких областях. Коммуникации становятся всё более интегрированными, и уже нет такого чёткого деления на каналы коммуницирования, как это было ещё несколько лет назад.

Бизнес уже не мыслит категориями «это реклама», «а вот это PR». Продвижение стало строиться вокруг кампаний, рассказывающих целые истории. Поэтому всё чаще хотят найти специалистов, которые могут взять всю историю в свои руки и рассказывать её. Все ищут не просто пиарщика, а того, кто ещё и прекрасно разбирается в брендинге или в IR, хотя бывают и более экзотические сочетания.

Но есть и другая проблема: неясно, где хантерам брать таких людей. Потому что много лет до этого все жили в своих узких специальностях, изредка совершая набеги на конкурентные направления. Разбираться одновременно и в маркетинге, и в пиаре было почти неприлично. Считалось, что если ты знаешь и умеешь всё, то, скорее всего, ты плохо разбираешься во всём.

Сейчас же всё наоборот: нужны широкие компетенции. Так что если до этого вам говорили, что ваш опыт немного странный, то, возможно, в следующем году за вами будут охотиться с большим усердием.

На рынке будет очень много вакансий в PR

Если 10 лет назад PR был прерогативой больших корпораций или масштабных проектов, то сейчас он нужен практически всем, начиная со среднего бизнеса и стартапов, заканчивая всё теми же корпорациями. Здесь встаёт вопрос о том, кто приходит в профессию.

На днях ВЦИОМ провёл опрос об отношении россиян к профессии пиар-специалиста. Есть хорошая новость: с годами понятие «пиар» стало более привычным для россиян. Но родители не хотят, чтобы их дети выбрали эту профессию: почти три четверти россиян не желают в будущем видеть своих детей работниками данной отрасли. Тех, кто поддержал бы выбор ребёнком профессии специалиста по связям с общественностью, всего 17%. А так как решение о том, кем быть ребёнку, в большинстве случаем принимается родителями, то ждать прибавления в ряду пиарщиков не стоит.

Хотя пр этом заработные платы в отрасли не самый маленькие. Начинающий пиарщик вполне может получать зарплату от $500 в Москве, средняя оплата работы пиарщика – $1500 в месяц, пиар-директора — $3-4000. Даже trud.com, который всегда показывает крайне низкие зарплаты, говорит о том, что есть вакансии в пиаре с оплатой выше 100 тыс. руб.

grafik-2
Цифры в колонке слева — количество вакансий про профессии «пиарщик» на сайте trud.com по данным на 16.12.2016 г. Цифры внизу — размер заработной платы в рублях.

А вот столько, по мнению trud.com, получают рекламщики.

grafik-1
Цифры в колонке слева — количество вакансий про профессии «рекламщик»на сайте trud.com по данным на 16.12.2016 г. Цифры внизу — размер заработной платы в рублях.

По общим оценках хэдхантеров на рынке Москвы зарплата больше 100 тыс. руб. предлагается на 70% вакансий. Так что если вы думаете, куда бы перебежать из смежной профессии, то посмотрите на сферу PR, тут интересно. И работа эта всё ещё неплохо оплачивается, хотя, скорее всего, не будет одобрена вашими родителями.

Значительное уменьшение количества контента в СМИ

Сложно сказать, что СМИ стало меньше (даже открываются новые медиа – inc, Griffon, Хайтек, пять стартапов Ходорковского), да и количество материалов существенно не уменьшилось. И вроде бы ничего не предвещает, но давайте назовём это интуицией: думаю, что мы увидим значительное уменьшение редакторского контента. Хотя есть же соцсети и блогеры, так что беспокоиться не стоит.

Опять же, если говорить про уровень доверия, то часто пост лидера мнения в соцсети вызывает множество споров и порождает вал публикаций в СМИ. Вспомним, как тот же конфликт Сергея Минаева и Golden Apple обсуждался миллионами людей в Фейсбуке, журналистами городских и стартап-СМИ, затем была война на оценках в группах отеля и ресторана.

Вот они, новые герои в действии: заголовки, мнения друзей и хорошая история.

Вирусные механики и новости, сделанные из ничего

«Бургер Кинг» задал тон рынку. Многие попробуют сыграть в эту же историю, но получится это у единиц, правда, нам будет весело это читать, смотреть и обсуждать. Нам кажется, что все происходит само собой в этом весёлом взрывном пиаре, когда «Бургер Кинг» предлагает Собчак выбрать имя ребёнка с названием бренда или уговаривает выпустить Durex со вкусом наггетсов.

На самом деле, за всем этим стоит кропотливая работа пиарщиков, которые придумывают эти новости, упаковывают, отдают в СМИ и обеспечивают виральность. Сделать так же круто, не вкладывая тех же самых усилий, которые прикладывает «Бургер Кинг», не получится. Ребята за ночь умеют переименовать американо в руссиано во всех своих заведениях, а за этим стоят потрясающе выстроенные бизнес-процессы и желание быть самыми лучшими для своей аудитории. И да, это стоит денег.

Если вы не ориентируетесь в digital, то стоит начать волноваться

С одной стороны, SMM умер. С другой — digital стал одним из каналов коммуникаций, очень важным, очень цитируемым и масштабным. Если вы всё ещё не используете его или ничего не понимаете, что это такое, то срочно идите учиться. Через год будет совсем поздно.

Раньше от пиарщиков хотели базу контактов, потом английский язык, теперь digital стал таким же «гигиеническим» требованием. 

В среднем пиарщик с хорошими знаниями digital-инструментов получает на 15% больше заработную плату, чем специалист без них. Стоит также напомнить, что во многие отрасли нельзя попасть на работу, если вы всё ещё звоните журналисту по телефону.

Международный PR

Хотите сменить специализацию – занимайтесь международкой. Работа здесь будет всегда. Причём очень востребованы Азия и Китай. Такие специалисты почти бесценны. Вы легко найдёте себе работу в Москве с доходом $7-9000, что по сегодняшним меркам очень и очень хороший доход.

Почему так? Потому что специалист там всегда оказывается дороже. Так что курсовая разница сыграла на руку. Кстати, это касается почти всех близких специальностей. Недавно, кстати, искали SMM-специалиста на англоговорящий рынок в Москве с доходом более 3 млн руб. в год.

В целом грандиозных изменений на рынке не предвидится, но точно будет интересно.

lapuk

Об авторе:

Мария Лапук, 

PR-консультант