Предупрежден – значит, вооружен. Зачем нужен анализ мирового информационного пространства

Программы, позволяющие проводить мониторинг средств массовой информации давно стали незаменимым инструментом в повседневной работе PR-специалистов, маркетологов и аналитиков. Быстро меняющийся мир, новые технологии и быстро растущая конкуренция заставляют компании постоянно держать руку на пульсе и быть в тренде.

Преимущества использования таких инструментов очевидны: они позволяют ориентироваться в повестке дня и быстро реагировать на изменения в самых разных сферах жизни и экономики. Отслеживая упоминания о своей компании, можно своевременно и грамотно скорректировать информационное поле. В конце концов, мониторинг СМИ просто необходим для составления коммуникационной и маркетинговой стратегий предприятия, а это, в свою очередь, выход на новые рынки и увеличение прибыли.

Своевременные ответы на вопросы, например, в комментариях, формируют лояльность потребителей, а вместе с ней – и имидж компании. Сегодня разработчики предлагают множество программных продуктов, позволяющих проводить автоматизированный мониторинг СМИ, например, известные многим «Интегрум» или «Медиалогия». Но есть один нюанс: электронные базы известных сегодня систем охватывают только СМИ России и СНГ.

Завоевав достойную нишу на российском рынке, компании начинают смотреть в сторону зарубежья. Торговать за границей хотят не только крупные столичные игроки и компании федерального уровня, но и региональные производители.

Многие начинают задумываться об этом, глядя на успех своих конкурентов. Ведь смог же Андрей Трубников со своей NaturaSiberica наладить поставки косметики в 60 стран мира (и только в Саудовскую Аравию поставил продукции на два миллиона долларов!), почему бы и мне не попробовать? Тем более что задачу удвоить российский несырьевой экспорт поставил Президент РФ Владимир Путин. В своем послании Федеральному собранию в прошлом году он заявил, что объем несырьевого экспорта через шесть лет должен составить $250 миллиардов в год.

Однако не стоит забывать, что за такими цифрами стоит долгая и кропотливая работа маркетологов и PR-специалистов. Прежде чем окунуться в омут с головой, стоит провести тщательный анализ и проверить:как обстоят дела в отрасли? Кто основные игроки? Какие в отрасли есть проблемы. Ведь зачастую успехи российских компаний остаются успехами только в рамках нашей страны, а за рубежом ситуация может быть совершенно иной. И данные иностранных СМИ могут кардинально отличаться от напечатанного и показанного в России.

Здесь на помощь может прийти информационно-аналитическое решение LexisNexisNewsdesk. От других продуктов, позволяющих проводить анализ информационного поля, разработка компании LexisNexis отличается тем, что охватывает порядка 100 тысяч мировых СМИ, в том числе – печатные и онлайн издания, радио и телевидение, а также социальные медиа. Поиск информации может быть осуществлен на любом локальном языке.

Разработчики охватили наиболее перспективные на данный момент направления, в которые, наряду с Китаем, входят страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Всего же в базе LexisNexisNewsdesk – источники из 200 стран на 90 языках.

Для наглядности приведем пример одной из крупнейших госкорпораций — «Роскосмос». Чтобы получить список публикаций, достаточно всего лишь ввести название компании:

А далее можно просматривать непосредственно публикации, строить графики, чтобы отследить динамику упоминаний, посмотреть, в каких странах и на каких языках чаще всего говорили о корпорации. Так, мы видим, что в конце 2018 года случился настоящий бум, и только за последнюю неделю декабря о «Роскосмосе» написалоно более 1000 публикаций в мировых СМИ. Всего же за 60 дней — с 20 декабря прошлого года по 19 февраля текущего — найдено около 6000 публикаций с упоминанием госкорпорации.

Здесь же можно увидеть, источники каких стран наиболее активны (в нашем случае — англоязычные страны: США и Великобритания).

Наиболее упоминаемые персоны:

На основе этих данных можно отследить слабые места, оперативно скорректировать политику компании, определить, на что стоит сделать упор, а где, напротив, не «перегибать палку».

Стоит отметить дружелюбный интерфейс системы. Например, в нем предусмотрена не только возможность расширенного поиска публикаций по названию, языку или стране, а еще и можно проводить мониторинг и  анализировать новостной проток  по всей отрасли.

Не стоит забывать, что менталитеты у жителей разных стран тоже разные, и порой именно мониторинг соцсетей может помочь выстроить наиболее четкую картинку реального восприятия вашей компании за рубежом. Кроме того, своевременное отслеживание любых упоминаний компании в соцсетях позволит столь же быстро на них реагировать. Система позволяет фильтровать сообщения по тональности, что, в свою очередь, помогает аналитикам и специалистам оперативно отрабатывать негативную обратную связь.

Впрочем, мониторинг зарубежных средств массовой информации будет полезен и тем, кто пока не планирует выходить на зарубежные рынки. Ведьупоминание тех или иных компаний в разных контекстах и смыслах позволит лучше ориентироваться в мировых трендах и ситуациях, складывающихся в той или иной отрасли, и выстраивать собственные стратегии развития в соответствии с реалиями времени.