Продолжаем разбираться в теме видеоблогинга. В прошлой статье мы назвали причины, по которым бизнесу стоит начать работать с видеоблогерами, и описали основные особенности влогов. А теперь — практическая сторона вопроса.
Существует четыре варианта взаимодействия с видеоблогерами: всё делать самостоятельно, привлекать эксперта, обратиться к специализированному или большому рекламное агентству.
Давайте разберёмся с каждым пунктом отдельно.
1. Полностью в развитии ваших бизнес-компетенций в блогосфере могут быть заинтересованы внутренние сотрудники и внешние эксперты. Специализированное агентство будет ограниченно делиться знаниями, а большое выбирают не для обучения сотрудников, а для выгрузки вовне большого объёма работ, поэтому оно в принципе не подходит для прокачки ваших бизнес-компетенций.
2. Расширение собственной базы знакомств с блогерами при каждом варианте взаимодействия столкнётся со специфическими трудностями. При работе собственными силами база будет расти хаотично и медленно, эксперт будет расширять её для вас исходя из своего опыта и видения, специализированное агентство не будет знакомить вас с определёнными блогерами, опасаясь, что вы попытаетесь работать напрямую, а большое агентство будет создавать для вас базу личных знакомств только в исключительных случаях и она будет идентична базе одного из специальных агентств или экспертов.
3. Инсайдерским видением — информацией о том, что происходит в блогосфере, как и почему, в каких отношениях блогеры между собой и с брендами — обладают преимущественно эксперты и специализированные агентства. Для вашего сотрудника блогинг — это одно из направлений, и ему банально не будет хватать времени и навыков, чтобы быть в курсе всего. Большое агентство обычно в курсе «движух», но имеет о них поверхностное понимание.
4. Баланс высокой скорости принятия решений и страхования от рискованных действий — преимущество специализированных агентств и экспертов. В больших агентствах скорость принятия решений может быть снижена как бюрократией, так и недостаточным пониманием всех рисков. Внутренний сотрудник способен обеспечить высокую скорость принятия решений, но не имеет страховки риска.
5. Наибольшего погружения в ваши бизнес-процессы, культуру и особенности бизнеса могут достигнуть внутренний специалист и внешний эксперт, агентства всегда будут отвлечены на свои бизнес-процессы и интересы своего руководства.
6. Скорейший и наиболее плотный контакт с ТОП-блогерами вам смогут обеспечить внешние эксперты и специализированные агентства. ТОП-блогеры будут игнорировать запросы ваших внутренних сотрудников или предоставлять им информацию с лишней перестраховкой, а большие агентства за контактами с ТОП-блогерами всё равно обратятся к экспертам.
7. Эксперт и внутренний сотрудник — первые кандидаты на то, чтобы быть «всегда под рукой». Скорость обратного сигнала в агентствах ниже из-за необходимости планировать встречи, ориентированности на рабочие часы и внутренние процедуры.
8. Самые низкие затраты на взаимодействие с блогерами вам обеспечит внутренний сотрудник — если это входит в его обязанности, то это не потребует дополнительных затрат. Цены на услуги специальных агентств и внешних экспертов могут быть одного порядка на некоторых проектах, но в большинстве случаев эксперт будет чуть дешевле. Стоимость услуг больших агентств завязана на их бизнес-процессы и часто услуги по взаимодействию с блогерами у них дороже либо идут дополнением к ряду прочих услуг в digital.
9. Ни ваши сотрудники, ни внешний эксперт не возьмутся кредитовать видеоблогеров, если вопрос будет поставлен ребром. На это способны только агентства.
10. В агентствах всегда найдётся человек, который «примет удар» на себя, если ваш менеджер заболел или у него приключилось другое несчастье, выбившее его из колеи. Внешний эксперт будет вынужден искать и делегировать свою работу эквивалентному специалисту, чьи поиски могут затянуться. Если же ваш сотрудник покинет «фронт работ», то работы провиснут, так как отношения с блогерами очень персонифицированы и спокойно заменить одного сотрудника, работающего с блогосферой, на другого — не удастся.
Виды взаимодействия с видеоблогером
1. Рекламная вставка (ролл)
Представляет из себя непрерывное рекламное сообщение в виде видеовставки или графики в начале (преролл), середине (мидролл) или конце видеоролика (постролл). Обычная длина — 10-15 секунд. Вставка — базовый формат сотрудничества.
Пример ролла на канале «вДудь» в ролике-интервью с Дмитрием Маликовым:
Ещё один пример на канале «Cut the crap»:
2. Брендирование
Блогер может оформить свой канал, сообщества и аккаунты в социальных сетях с учётом пожеланий спонсора. Обычно практикуется периодическое упоминание в текстовых описаниях под роликом и брендировании «шапки» канала. Подобный формат чаще всего идёт в дополнение к другим и не является основным.
Вот, например, лого G2A в шапке канала «Trump»:
3. Спонсируемый контент
Представляет собой спонсирование одного из выпусков видео в формате прямого озвучиваемого спонсорства в первой части видео или скрытого (озвучиваемого в конце или в сопроводительном тексте). К спонсируемому контенту также относятся всевозможные тест-драйвы и обзоры.
Samsung Galaxy S8+ в видеоблоге Дмитрия Масленникова:
Тест-драйв Mitsubishi L 200 на канале «Лиса Рулит»:
4. Авторский контент
Блогер участвует (своими навыками, идеями, «лицом») в создании контента для спонсора (может использоваться в рекламных кампаниях спонсора, на его видеоканале и т. д. по договорённости сторон).
Полина Трубенкова для Aqua Minerale:
5. Интеграция
Продукт или услуга тематически интегрируется в контент видеоблогера. По умолчанию включает креативную составляющую, так как без неё интеграция неэффективна.
Креативная интеграция сервиса «Коп и кот» на канале «Сыендук» (с отдельной проработкой персонажей бренда):
Интеграция «МТС» на канале «MЁD»:
6. Бренд-активации
Участие видеоблогера в конкурсах и событиях бренда (социальные активности бренда, кобрендинговые активации и т. п.).
«Открытая кухня» МосБурга на канале Андрея Глазунова:
«Один день работы в такси» на канале Wylsacom:
7. Специальный проект
Долговременное сотрудничество с блогером по созданию совместной рубрики на канале, контента, кроссплатформенные активности, рекламные коллаборации нескольких блогеров.
Спецпроект Тинькофф Банка с шоу «Пора валить!» блогеров Руслана Усачева и Михаила Кшиштовского:
О том, как подбирать видеоблогера и на что обращать внимание при сотрудничестве, читайте на Mediabitch через неделю.
Игорь Чубенко,
специалист по работе в блогосфере, предприниматель
Главное фото — шоу "Пора валить" Руслана Усачева и Михаила Кшиштовского.