Российский пиарщик зарабатывает меньше американского в 4 раза. Но есть нюансы

Традиционно в сентябре HR-компании по всему миру начинают активный сезон найма. В преддверии нового делового сезона американский портал Muck Rack опубликовал исследование текущего уровня зарплат специалистов по PR в США. 

Публикация материала вызвала интенсивную дискуссию в российской PR-среде – как приведенные в заокеанском исследовании суммы коррелируются с российскими реалиями. А директор по корпоративным коммуникациям петербургского инвестиционно-промышленного холдинга «Бронка Групп» Александр Макаренко сформулировал выводы из этой дискуссии.

Американская мечта…

Muck Rack – это популярный американский сервис, ориентированный на налаживание связей PR-специалистов с представителями СМИ. Грубо говоря, гибрид Pressfeed и LinkedIn для пиарщиков. Опросив 1887 американских PR-специалистов, в Muck Rack пришли к следующим выводам. 

«Сытнее» всего живут PR-профессионалы в авиационной промышленности, fashion-индустрии и финансовых сервисах: у 45%, 35% и 32% опрошенных соответственно зарплата превышает $150 тысяч в год. “Хуже” всего дела обстоят в сфере юридических услуг, сегменте Food&Beverage (продукты питания и напитки), а также в сегменте образования — в них зарплаты выше $150 тыс. получают лишь 26%, 26% и 20% сотрудников. 

На данные Muck Rack интересно посмотреть также в разрезе участников рынка PR:  коммуникационных агентств, корпоративного сектора (брендов), государственных органов, а также и некоммерческих организаций (НКО). Лучше всего чувствуют себя пиарщики корпоративного сектора: 50% PR-специалистов, занимающихся продвижением брендов, зарабатывают в год более $100 тыс. На втором месте — сотрудники госструктур (42%), на третьем — PR-агентств (38%), замыкают же список НКО (32%). 

При этом неправильным будет говорить, что в сегменте НКО дела обстоят хуже всего. Например, для категории руководителей среднего звена выгоднее всего работать именно в НКО — по данным Muck Rack, именно в НКО самый большой процент тех, кто зарабатывает $70-100 тысяч в год (29%), в то время как в госорганах таких «всего» 19%. 

В свою очередь, в государственных органах больше всего тех, кто зарабатывает от $100-150 тысяч в год (27%), в то время как среди представителей агентств таковых «лишь» 19%. Среди же топ-менеджмента, зарабатывающего более $250 тысяч в год, больше всего представителей корпоративного сектора (10%), а меньше всего — среди государственных органов (2%).

Данные Muck Rack коррелируют с данными американского портала Career Explorer, согласно которым средняя годовая зарплата профессионала в области PR в США составляет $62,8 тысяч (3,82 млн рублей по курсу от 27.09.2022, или около 318 тысяч рублей в месяц). 

При этом стартовая точка оплаты труда для младших специалистов находится на уровне $37 тысяч (2,25 млн рублей), а для топ-менеджеров — на уровне $124,6 тысяч (7,58 млн рублей) в год. Помесячно получается от 187,5 тысяч до 631 тысячи рублей в месяц. 

…И российская реальность

Важный момент – прежде, чем перейти к сравнению прямых заработков пиарщиков в России и США, необходимо сделать две важные оговорки. Первая — это налоги. Младшим сотрудникам, зарабатывающим в США $37 тысяч в год, в федеральные, региональные и местные налоги нужно отдать около $10 тысяч, топ-менеджерам – около $40 тысяч. 

Если брать нашу «среднюю» американскую зарплату пиарщика в $62,8 тысяч, то после вычета налогов, к примеру, в Нью-Йорке от нее останется $45,8 тысяч, или около 232 тысяч рублей в месяц. Оговорка №2 — это стоимость жизни в США, которая в последнее время значительно возросла, особенно на фоне роста расходов домохозяйств, к основным из которых относят ЖКХ, транспорт и питание. 

Однако даже на фоне этих двух оговорок большинству российских экспертов в области PR о заработках своих западных коллег остается только мечтать. Так, по данным портала «Город работ», средняя зарплата PR-менеджера в России за 2022 год ‒ 57,8 тысяч рублей в месяц. Причем за июль по сравнению с июнем заработная плата упала на 3.1% ‒ с 59,7 до 57,8 тысяч рублей. То есть, грубо говоря, российский пиарщик зарабатывает в четыре раза меньше своего американского коллеги. Чаще всего в российских PR-вакансиях встречается зарплата 40 тысяч рублей (модальная), а подавляющее число вакансий приходится на Москву и Санкт-Петербург.

У HR, специализирующихся на хантинге профессионалов в сфере PR, похожие цифры. По мнению генерального директора HR4PR Executive search Ольги Дементьевой, PR-специалисты в крупных компаниях получают 50-75 тысяч рублей в месяц, то есть, годовой доход в среднем – максимум около 1 млн рублей с бонусами. Руководители пресс-служб зарабатывают в среднем 3 млн рублей в год, бонус – около 25%, при этом в регионах базовый оклад – 1,5 млн в год, с бонусами – до 2 млн в год максимум.

«Если мы говорим о ситуации в PR-отрасли в целом, действительно, средняя зарплата middle PR-менеджера сильно уступает аналогичной в США, — дополняет коллегу совладелец коммуникационного агентства Vinci PR Мария Лапук. — При этом на средний по рынку уровень заработной платы топ-менеджмента, конечно, оказывает влияние ряд факторов: о какой отрасли мы говорим, на какой позиции находится топ-менеджер, что входит в его обязанности».

По мнению Марии Лапук, на ситуации с уровнем заработных плат в России серьезно отразились события весны 2022 года. Из-за ухода международных компаний с российского рынка и сокращения бюджетов компаний многие агентства приостановили найм новых сотрудников и заморозили рост зарплат. И хотя, согласно исследованию HeadHunter, уровень зарплат существенно не изменился, с марта резко упал спрос на специалистов в сфере маркетинга, рекламы и PR — количество вакансий сократилось на 44%. При этом количество резюме наоборот, увеличилось на 11%. 

Такой перевес предложения относительно спроса на рынке труда ожидаемо сдерживает рост зарплат. «При сравнении с рынком США, мы видим противоположную тенденцию: исходя из результатов исследования PR Week/PR Talent Salary Survey 2022, средняя зарплата специалистов по связям с общественностью увеличилась на 10% со $100 тысяч в прошлом году до $110 тысяч в этом году, — приводит статистику Мария Лапук. — Так, для сравнения, в 2021 году рост зарплат составил всего 1,5%. Безусловно, такой большой процент роста зарплат был во многом вызван рекордным уровнем инфляции в США: в феврале 2022 года он составил 7,9%, что является максимальным значением с января 1982 года (за 40 лет!)».

«В этом году в сфере PR происходят те же процессы, что и в целом на российском рынке труда, — дополняет коллегу генеральный директор коммуникационного агентства КРОС Екатерина Мовсесян. — Из-за того, что сильно сократился горизонт планирования, многие компании заморозили индексации зарплат и заняли выжидательную позиции. Вряд ли эта ситуация будет меняться до конца года, хотя с началом осени мы видим некоторое оживление. Из-за ухода ряда компаний из России число кандидатов превышает число вакансий, поэтому условия в большинстве случаев диктует работодатель, заинтересованный в том, чтобы не раздувать ФОТ. Исключения возможны, но немногочисленны». 

Агентские реалии 

В сегменте зарплат в российских коммуникационных агентствах – своя специфика по сравнению с американским рынком. Так, по мнению Екатерины Мовсесян, в агентствах уровень зарплаты особенно сильно зависит от уровня конкретного специалиста. И если в США зарплата корпоративного пиарщика в среднем выше, чем пиарщика из агентства, то в России, помимо фактора личности, есть еще фактор отрасли. 

Например, директорская позиция в агентстве может оплачиваться выше, чем аналогичная в телекоме, сфере развлечений или в люксовом ритейле, где создается ажиотаж вокруг самой возможности работать с данным брендом.

«В США, если говорить о локальных компаниях или агентствах, ситуация схожа с Россией. Однако в США гораздо больше карьерных перспектив, если вы являетесь сотрудником транснациональных бизнесов: как внутри корпораций, так и в агентствах, — продолжает Екатерина Мовсесян. — Это связано с тем, что, помимо вертикального роста, есть возможность развития региональных или страновых компетенций, включая временную или долгосрочную релокацию, которая влечет за собой рост в финансах».

Статистика показывает наиболее высокие зарплаты в сфере fashion и авиации именно потому, что в этом секторе работают транснациональные гиганты, добавила эксперт. Также в американских агентствах сильнее, чем в России, развита практика success fee, когда клиент платит не по фиксированной рейт-карте, а за результат. Соответственно, чем лучший результат показывает менеджер или группа менеджеров, тем больше платит клиент, и тем большее вознаграждение получают сотрудники, которые работают с этим клиентом, заключила Екатерина Мовсесян. 

В российских агентствах, несмотря на события весны 2022 года, по-прежнему готовы платить выше рынка в «энергетических» практиках, а также в технологической и фармацевтической сферах. «Vinci Agency как PR-агентство с фокусом на технологической повестке предлагало и предлагает уровень дохода выше среднего по рынку, — не скрывает Мария Лапук. — В нашей команде RP-специалисты с с опытом работы в технологических и инновационных компаниях, которые хорошо разбираются не только в PR, но и в digital-технологиях, аналитике, маркетинге и продажах, ESG, GR и IR. Так, уровень зарплат для middle manager выше среднего по рынку на 30-40%”. 

Эйджизм наоборот

Однако вернемся к сравнению российских и американских зарплат. Здесь есть один очень важный нюанс. Если в зарплатах «джуниоров» и «миддлов» российские пиарщики, действительно, сильно уступают западным коллегам, то в части топ-менеджмента ситуация иная. Так, по мнению Ольги Дементьевой, в среднем базовый оклад управленца в сегменте PR составляет 8 млн рублей в год, с бонусом – до 12 млн и выше. 

Разумеется, на этом уровне приходится заниматься не только пиаром, но и GR (government relations), IR (investor relations) и рядом маркетинговых функций. Но цифры все равно достойные: те же 12 млн рублей – это годовой заработок в $200 тысяч долларов, сумма, которая значительно больше $124 тысяч средних «топ-менеджерских» долларов из исследования Muck Rack. 

Какие выводы можно сделать из всех этих цифр? Глобально они подтверждают популярный еще с начала 2000-х в корпоративной среде тезис о том, что джунам и миддлам в России и в развивающихся странах в целом приходится гораздо сложнее в начале карьеры – это касается и денег «на старте», и многочисленных адаптационных программ для максимально быстрого онбординга. 

Однако, если управленец в сегменте PR смог попасть на позицию C-level (грубо говоря, стал Chief Communication officer в крупной компании), то для него открываются совсем другие финансовые возможности. 

Интересные цифры приводит Антон Стороженко, более 25 лет работающий в индустрии подбора и развития высших руководителей в России. По его мнению, если генеральный директор или, тем более, акционеры крупного бизнеса считают, что топ-менеджер в сфере PR может принести эксклюзивный value для их бизнеса (начиная от антикризисных коммуникаций и заканчивая позиционированием компании в GR/IR пространстве на фоне нынешней внешнеполитической ситуации), то ему могут предложить доход, сопоставимый с уровнем оплаты труда других управленцев уровня C-level (например, финансового директора или директора по правовым вопросам). 

Речь может идти, например, о месячной зарплате на уровне 1,5 млн рублей после налогов + 100% бонуса по итогам года. Иными словами — 36 миллионов в год, что по нынешнему официальному курсу составляет примерно 588 тысяч долларов годового дохода. А таким цифрам (с учетом нынешнего курса доллара и роста стоимости жизни в США) позавидуют и Chief Communication officers в американском авиастроении, которые, по данным Muck Rack, зарабатывают больше всех в США в корпоративном сегменте.

Ключевой инсайт — о том, что российский топ-менеджмент в PR может зарабатывать значительно больше американского, но только если CEO/акционеры лично высоко оценивают роль конкретного человека для развития компании — разделяет и руководитель службы маркетинга и развития бизнеса коммуникационной компании «Михайлов и Партнёры» Виктор Чуков. По его словам, в России меняются ожидания от работы пиарщика и в этом мы схожи с американским рынком. 

Больше востребованы не узкие специалисты по отношениям с медиа, а люди, способные через коммуникации осмысленно влиять на бизнес. Такой коммуникатор одновременно выступает советником СЕО, партнером директоров по маркетингу (СMO), развитию бизнеса (СBDO) и связям с госорганами (CGRO) и разделяет одни приоритеты с советом директоров и акционерами. 

Он работает с вниманием аудитории, создаёт смыслы, эффективные инструменты их доставки и через это влияет не только на репутацию, но и на бизнес-показатели. Вполне естественно, что решая подобные задачи, специалисты в России получают вознаграждение, сопоставимое и нередко превышающее западные аналоги.

С другой стороны, сегодня очевидно, что на фоне нынешних внешнеполитических событий оплата труда PR-специалистов, вне зависимости от занимаемой должности, будет меняться – равно как и востребованность пиарщиков на различных рынках.

Об авторе: Александр Макаренко, директор по корпоративным коммуникациям петербургского инвестиционно-промышленного холдинга «Бронка Групп»