PR trends 2019: черное зеркало коммуникаций

В Москве состоялась совместная инсайт-конференция PR trends, организованная Buman Media и школой MACS. На мероприятии, собравшем  более 100 директоров и специалистов по коммуникациям компаний корпоративного сектора и агентств, были презентованы результаты исследования российского PR-рынка, которое ежегодно проводит агентство Buman Media при поддержке компании HeadHunter.

В трех панельных дискуссиях участники и приглашенные эксперты обсудили самые интересные выводы исследования.

PR на 360 градусов

В первой сессии, которую модерировал генеральный директор агентства Ketchum Михаил Маслов, «Трансформация PR: задачи, сложности, инструменты», речь шла о том, как всеобщая цифровая трансформация повлияла на коммуникации, какие задачи и вызовы стоят перед пиарщиками, какие каналы коммуникаций наиболее эффективны сегодня и каковы новые модели потребления контента целевыми аудиториями.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что PR долгое время ассоциировался только с media relations, но сегодня главной задачей стало выстраивание публичных отношений на 360 градусов. Для того, чтобы не стать «мертвым хомячком в крутящемся колесе» (то есть не пережившим трансформацию отрасли), специалист должен расширять диапазон своей деятельности и инструментарий.

Интересным было обсуждение эффективных каналов коммуникаций, рознящихся от компании к компании. Так, для мобильных операторов главным каналом общения с клиентами стали социальные сети, где также осуществляется и их поддержка. При этом, к примеру, у Yota этот функционал забрал именно департамент коммуникаций.

Обсуждали и почему такой канал как блогеры, лидеры мнений, в опросе отметили как наиболее эффективный лишь 11% респондентов. Пришли к выводу, что канал этот, действительно, очень популярный в коммуникациях, но грамотно работать с ним умеют немногие, отсюда и слабый эффект. Поэтому для того, чтобы использовать блогеров с максимальной отдачей, необходимо не только четко понимать задачи отдельных кампаний, но и тщательно осуществлять подбор лидеров мнений в соответствии с ДНК и философией бренда.

Поговорили также о тренде «выращивания» блогеров: были приведены примеры успешных проектов в этом направлении. В целом же все спикеры отметили важность омниканальности коммуникаций, но при этом одни, например, обозначили эффективность использования собственных каналов бренда (сайт, корпоративное СМИ), а другие категорический отказ от них в связи со сложностью и затратностью реализации.

Обсуждая вопрос исследования о PR-задачах, из которых создание доступного и вовлекающего контента оказалось самой сложной (это отметили 18% респондентов), участники пришли к общему выводу, что хороший контент – это тот, который вызывает эмоции, и это работает вне зависимости от сегмента компании и каналов коммуникации.

«Химия» и сердечность в PR

Сессию «Точки G на карте компетенций» провела директор по маркетингу и коммуникациям ACCА в России Елена Рогалева. Обсуждали, какие компетенции понадобятся коммуникатору в ближайшем будущем, чтобы оставаться эффективным и востребованным, какие дополнительные функции появились за последнее время, и как выглядит сегодня коммуникационная экосистема.

Участники панельной дискуссии сошлись во мнении, что есть определенный набор качеств и компетенций человека, без которого в PR делать нечего: умение коммуницировать с людьми и писать тексты, стремление узнавать новое, широкий кругозор и критическое мышление. А для того, чтобы выстраивать карьеру в управлении, недостаточно быть просто исполнителем, поэтому здесь дополнительно понадобятся лидерские качества и желание брать ответственность на себя. Также спикеры отметили, что в небольших PR-командах корпоративного сектора размениваться на специалистов с хорошими «моно-навыками» (умеет хорошо писать или отлично креативит) нет возможности, поэтому максимально ценятся универсалы.

По данным исследования, одним из наиболее востребованных навыков оказалось умение действовать в кризисных ситуациях. Спикеры отметили, что в том числе кризисы активизируют креатив и нестандартное мышление.

Обсуждая роль PR в компаниях, участники дискуссии обозначили, что прежде всего коммуникации должны отвечать задачам бизнеса. А для того, чтобы успешно достигать этой цели, важно выстраивать внутри компании правильный имидж самого PR на уровне CEO. Важно, чтобы между PR-директором и руководством было не только полное взаимопонимание на уровне ценностей, но и своего рода «химия».

Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS: «В эпоху четвертой технологической революции огромную ценность во всех смыслах приобретает живое общение, человеческие «сердечные» навыки. Чтобы быть и оставаться востребованным, важно не только и не столько следить за трендами и актуализировать профессиональный инструментарий, сколько, прежде всего, прокачивать приобретающие всё большую ценность soft skills: умение работать в команде, управление эмоциональным интеллектом, гибкость и креативность мышления. Развитие этих компетенций и есть гарантия успеха и сейчас, и в цифровом будущем. Главное не останавливаться. Ведь lifelong learning – философия успешных людей».

VR для PR

Третья сессия «Big data — новый черный» была посвящена технологиям и цифровой трансформации коммуникаций. Модератором выступила Ирина Гущина, PR-директор KFC по России, СНГ, Центральной и Восточной Европе. Говорили о том, что PR Tech – это не только автоматизация рассылок и мониторингов, и о том, как использовать новейшие технологии в коммуникациях: Big Data, ИИ, VR, голосовые помощники и др.

В этой сессии много говорили о технологии VR, которая имеет серьезный потенциал в образовании, медицине, авиации, опасном производстве, то есть там, где человек может получить уникальный опыт, который не может получить в обычной жизни. В коммуникациях эта технология идеально ложится в тренд создания вовлекающего контента, вызывающего эмоцию.

Наталия Болдырева, исполнительный директор Buman Media: 

 – Мы собрали коллег по отрасли на мероприятии PR Trends 2019, чтобы ответить на насущный вопрос индустрии: жив PR или мертв? Наша задача -  создать эффективную площадку, где можно не только рассказать о главных выводах проведенного нами исследования и обсудить самые интересные хайлайты, но и пообщаться с коллегами, поделиться инсайтами и кейсами. Нам кажется, что на ближайшее время мы смогли ответить на этот вопрос: PR жив, но активно трансформируется. Каждому из нас нужно учиться адаптироваться к новым реалиям, которые диктует индустрия и окружающий мир, учиться быть на шаг впереди сегодня, чтобы оставаться в седле завтра».

О Buman Media

Buman Media — агентство интегрированных коммуникаций, основанное в Москве в 2009 году. Ключевое направление деятельности — управление репутацией посредством разработки контента и работы с целевыми аудиториями. Среди клиентов агентства компании HeadHunter, Bosch, Adobe, Toshiba, Crate and Barrel, Pure Storage, Essilor, Novo Nordisk, EMC, Anaplan, Volkswagen Group Rus, 2GIS, Altium и другие.