Как организовывать PR-публикации в современной России

Последний год достаточно серьезно повлиял на работу со СМИ: смещение новостной повестки в сторону геополитики, массовый уход крупных международных компаний с российского рынка, изменения в экономике не могли не отразиться на работе пиарщиков. К процессу трансформации медиарынка, активного перехода многих СМИ в цифровое пространство, появления новых медиа в соцсетях, который шел последние 10 лет, присоединилась «текучка» кадров в медиа сфере, отсутствие стабильности и необходимость замены некоторых инструментов работы, которые просто перестали работать в текущей реальности.

Как изменился медиарынок за последние 9 месяцев

10 лет назад бизнес был на подъеме, а медиарынок сформировал свои правила игры. Чтобы хорошо коммуницировать с журналистами, тогда достаточно было сформировать пул топовых медиа и планомерно по нему работать. «Холодная»  рассылка пресс-релизов и прозвон редакций с предложением темы почти всегда гарантировали публикации, и СМИ достаточно охотно брали практически любой информационный повод. Да и сфера компетенций пиарщика раньше была несколько уже, так как digital еще только набирал обороты, а блогеры и паблики в соцсетях были не столь многочисленны. 

Однако сейчас недостаточно быть превосходным PR-специалистом и иметь налаженные контакты со СМИ. Сегодня нужно быть, что называется, «в потоке». В мире, где привычные пресс-релизы практически перестали работать, а многие сервисы, которые облегчали рассылку, такие как MailChimp, ушли с российского рынка, пиарщики вынуждены искать новые инструменты и форматы, чтобы встраивать информационный повод в текущую новостную повестку. 

Активная цифровизация СМИ и большой прирост пабликов на различных платформах, которые не уступают классическим медиа по охватам, открыли новое пространство и возможности для публикации. Однако вместе с этим они же осложнили пиарщикам работу: потоки информации стали просто огромны, поэтому стало требоваться немало усилий, чтобы донести свою новость до СМИ. Это связано и с тем, что журналисты стали более требовательны к информации, а также с тем фактом, что текущая непростая политическая ситуация  диктует свою повестку, и часто ведущие СМИ берут информационные материалы лишь через призму существующих реалий. 

Компании и эксперты, с которыми работают пиарщики, тоже изменились за текущий год. В некоторых иностранных компаниях произошла релокация, и эксперты, оставшиеся в России, просто потеряли шанс хоть как-то работать со СМИ, так как из-за введенных санкций подобная работа с российскими медиа для них стала равноценна самоубийству. Другие эксперты отказались давать хоть какие-то прогнозы текущей ситуации, хотя, как упоминалось выше, именно такие новостные материалы наиболее востребованы в СМИ. 

Как работать с медиа в сложившейся обстановке

Для качественной работы с медиаполем сегодня надо учитывать тренды года и уметь:

  • Встраиваться в новостную повестку, и постоянно держать руку на пульсе 
  • Оперативно предоставлять журналистам сведения, исходя из быстро меняющейся ситуации. Скорость обработки комментариев выросла в разы, поэтому и требует практически моментального реагирования на запрос журналистов 
  • Проявлять гибкость в подаче материала, готовность расти и меняться навстречу реальности, корректируя релизы и материалы под особенности разнообразных площадок
  • Следить за рынком digital и активно использовать новые медиа в своей работе
  • Искать альтернативные сервисы для рассылок
  • Сохранять и приумножать количество квалифицированных райтеров, которые сегодня на вес золота
  • Укреплять социальные связи, активно участвовать в профильных медиа-сообществах и наращивать базу «теплых» дружественных СМИ. 

 

 

Пример отработки темы вступивших в действие с 1 сентября новых ФГОС  — встраивание комментария спикера в общую новостную повестку. 

Да, несомненно, обстановка быстро меняется, но в СМИ, как ни в какой другой отрасли, большую роль играют люди и нестандартный подход к работе. Если внимательно относиться к потребностям медиа-площадки, учитывая ЦА и особенности, понимать «боли» журналистов, предоставлять качественные материалы и налаживать теплые дружеские отношения со СМИ, то даже в такой непростой ситуации, в которой мы оказались сегодня, можно продуктивно взаимодействовать и получать заветные публикации.  

Об авторе: Татьяна Измайлова, руководитель направления PR агентства стратегических коммуникаций Masseffect  Agency