Case study: как детский фестиваль подружил петербургские музеи с тинейджерами

Во всём мире самой сложной своей аудиторией музеи называют подростков. Например, Фритс Лоомейер, управляющий директор Морского музея Роттердама, на лекции «Как стать музеем трёх поколений», которую он читал в Молодёжном центре Эрмитажа, затруднился дать готовый рецепт успешного проекта для тинейджеров, а среди экспозиций, вызвавших устойчивый интерес среди подростков, припомнил организованную Морским музеем совместно с режиссёром Питером Гринуэем выставку «Секс и море».

Покажите нам музей

В самом деле, найти в экспозиции темы, разговор на которые будет интересен людям в возрасте между 13 и 18 годами, продумать формат общения, который не создавал бы дополнительных барьеров — отдельная работа, требующая поисков и экспериментов. Крупные музеи обзаводятся подразделениями, которые организуют образовательные программы, рассчитанные на молодых людей, специалисты, занимающиеся привлечением в музей новой аудитории, всё чаще устраивают события, ориентированные на тинейджеров.

Так, среди американских музеев распространены мероприятия в формате Teen Night — вечера, когда часть музея или вся его экспозиция открыта только для подростков. Чаще всего сами подростки заранее готовят программу такого вечера, выбирают, кого пригласить, придумывают афишу и собирают аудиторию, а взрослые выступают в роли помощников. Бывает что в формате Teen Night даже проводятся дискотеки и вечеринки с диджеями.

Ещё одно направление работы — привлекать подростков в музеи в качестве помощников, а не посетителей: организовывать при музее сообщества волонтёров и исследовательские клубы, которые позволяют тинейджерам общаться напрямую с профессиональными музейными экспертами.

2
Главный штаб, проект «Speed Dating с картиной»

Подобные программы есть, например, у американских MoMA, Smitsonian, Metropolitan, свой молодёжный совет есть у Музея Лондона. В Москве в Пушкинском музее регулярно проходят акции «Я покажу тебе музей», когда студенты Клуба юных искусствоведов занимают места экскурсоводов, смотрителей, администраторов, а Молодёжный центр Эрмитажа регулярно организует встречи с профессионалами в музейной сфере, с художниками и деятелями искусства, выставки которых проходят в музее, и привлекает подростков к созданию рекламных и образовательных роликов об экспонатах из эрмитажной коллекции.

12 лет назад состоялся первый межмузейный фестиваль «Детские дни в Петербурге». В те годы дети обычно попадали в музеи только на экскурсии, в составе школьных групп, и для команды фестиваля важной целью было изменить такое положение дел, сделать так, чтобы детям было интересно в музеях, а музейным сотрудникам показать более живые и увлекательные формы работы.

Музейная мастерская по детским стихам Осипа Мандельштама «Мы с тобой на кухне посидим...»
Музейная мастерская по детским стихам Осипа Мандельштама «Мы с тобой на кухне посидим...»

Судя по количеству программ для детей, которые есть в петербургских музеях сегодня, ситуация действительно изменилась. И каждый год в осенние каникулы на фестиваль приходят тысячи школьников и дошкольников, чтобы пройти маршруты игры-путешествия «1, 2, 3, 4, 5 — Я ИДУ ИСКАТЬ!», исследовать интерактивные выставки, принять участие в программах, созданных специально для «Детских дней».

На протяжении всех 12 лет для игры-путешествия создавались и маршруты на возраст 13-15 лет. Однако подростки, даже те, кто вырос вместе с фестивалем, приходят в музеи заметно реже: отчасти потому, что «перерастают» формат квеста, отчасти — потому что неуютно себя чувствуют в одном потоке с детьми, которых ведут по музею активные родители.

Чтобы нащупать, какие формы взаимодействия с подростковой аудиторией могут быть наиболее эффективными, фестиваль в течение нескольких лет устраивал сессии творческой лаборатории «Подростки — музеям, музеи — подросткам». Из сотрудничества подростков и взрослых — музейных сотрудников, театральных режиссёров, психологов и других профессионалов — стали более понятны те запросы, которые есть у современных тинейджеров, и те принципы работы, которыми следует руководствоваться, создавая проекты для этой аудитории.

Отбор участников

В 2016 году вместе с традиционными конкурсами на участие в основной и параллельной программах «Детских дней» фестиваль предложил музеям подавать заявки на участие в отдельной программе «13+». Нам было важно, чтобы инициатива создания этих проектов была совместной, чтобы в программе принимали участие те музеи, где найдутся сотрудники, заинтересованные в работе с подростками.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Ролевая игра «Нганга. Те, кто знают»
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
Ролевая игра «Нганга. Те, кто знают»

На конкурс поступило 28 заявок от 27 музеев. 12 полуфиналистов приняли участие в семинаре, где свои проекты они обсудили вместе с экспертами фестиваля, предварительно пройдя тренинги под руководством подросткового психолога Анастасии Жуковой и театрального педагога и драматурга Натальи Боренко. Главной задачей для участников семинара было поставить себя на место подростка. Во многих случаях это привело к созданию проектов, которые принципиально отличались от всего, что музею доводилось делать до сих пор.

Также мы предложили музеям возможность реализовать абсолютно новый формат — бесплатные гостиные для подростков, пространства, куда был бы ограничен доступ как взрослым, так и младшим и средним школьникам, и где в дни каникул можно было бы провести время: почитать книги, поиграть в настольные игры, пообщаться.

По итогам второго тура в программу «13+ Что я тут забыл?» вошли девять музеев с десятью проектами, это Главный штаб Государственного Эрмитажа, Музей истории фотографии, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Музейный центр «Новая ферма» (музей-заповедник «Петергоф»), Музей-квартира Александра Блока, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Музей-заповедник «Павловск», Фонд художника Михаила Шемякина, Музей истории религии.

Пять из этих музеев, помимо собственных событий, открыли на время каникул также Музейные гостиные 13+. Они стали своего рода «третьим местом» — не домом и не школой, но приветливым и дружелюбным пространством, находиться в котором подросток имеет полное право. Чтобы поддерживать и «модерировать» разговор, в каждом таком пространстве гостей встречала «хозяйка»: рассказывала о музее, отвечала на вопросы или просто угощала чаем. Также в гостиных время от времени проводились мастер-классы и диалоги с творческими людьми — художниками, архитекторами, режиссёрами, урбанистами, учёными.

Гостиная в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Гостиная в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

От диспутов до квестов

Программы, разработанные музеями, получились очень разными: выставка-диспут «В предлагаемых обстоятельствах» по произведениям братьев Стругацких — в Музее Анны Ахматовой, ролевые игры по мотивам африканских обрядов инициации («Нганга, те, кто знают» в Кунсткамере) и по следам одной истории при дворе Екатерины Великой («Человек нового времени» в Музее-заповеднике «Павловск»), интерактивные занятия, экскурсии с мастер-классом…

Несколько проектов были созданы в сотрудничестве с подростками. В Музее истории фотографии подростки приняли участие в инклюзивном образовательном медиа-проекте «Selfie». Его итогом стала выставка «Будем говорить в стол», открывшаяся во время фестиваля. Тинейджеры из обычных школ и воспитанники школы-интерната №20 для детей с нарушениями слуха и речи вместе размышляли над тем, почему люди делают селфи, и как это связано с миром, в котором мы живём; исследовали, какое место портреты и автопортреты занимают в коммуникации; учились «рассказывать» историю о себе через визуальные образы.

3
Главный штаб, проект «Speed Dating с картиной»

В Молодёжном центре Эрмитажа старшеклассники совместно с кураторами за два месяца подготовили программу «Speed-dating с картиной». Каждый участник выбрал картину и помог ей «заговорить». Посетители приходили на свидание с произведением искусства в формате speed-dating: остановившись перед картиной, можно было услышать её «взгляды на жизнь» в изложении живого человека, стоящего рядом. Как после любого блиц-свидания, по окончании такой прогулки зрители могли выбрать, какая из картин им больше по душе.

В создании программы «Кабинет редкостей. Вещи и смыслы» Музейного центра «Новая ферма» (музей-заповедник «Петергоф») принимали участие ученики 542 школы. Они помогли музею протестировать и доделать игры; придумать афишу и подготовить анонс программы, переделать медиастудию в корабль с приключениями.

В Музее истории религии подростки участвовали в проведении футуристического ролевого квеста «SLOV.NET», а в Музее Анны Ахматовой выступили в качестве фокус-группы при подготовке Мастерской медленного чтения «А каждый читатель как тайна».

6
Гостиная в Музее истории религии

Завоевать интерес подростков

С самого начала продвижение программы «13+» вызывало у нас чуть ли не больше вопросов, чем разработка её концепции. Было очевидно, что в данном случае недостаточно наружной рекламы, упоминаний в СМИ и флаеров накануне фестиваля, и нужны отдельные, свои каналы продвижения. Учитывая специфику аудитории, наибольшая отдача могла быть получена от продвижения программы и её логотипа «Что я тут забыл?» в соцсетях, в первую очередь — ВКонтакте.

В мае 2016 года группа «Детских дней» ВКонтакте насчитывала около 10 тысяч участников. По нашему опыту прошлых лет, это был уже достаточно мощный ресурс с хорошей обратной связью, однако, важно было, чтобы программа для подростков имела отдельный «вход».

Нашу интуицию на этот счёт подтверждал и опыт Нью-йоркского МоМА, который общается с подростковой аудиторией с помощью отдельного сайта — teens.MoMA.org, где значительная часть контента — блоги, заметки, критика — создаётся самими тинейджерами. Поэтому в мае мы зарегистрировали отдельную группу «Что я тут забыл? В музее?», а на сайте фестиваля всю информацию, относящуюся к программе «13+», разместили на страницах с отдельным дизайном и логотипом.

лого

Мы хорошо понимали, что для подростков роль визуальной составляющей очень велика. Логотип программы «13+ Что я тут забыл?», флаеры-открытки и плакаты, созданные дизайнером «Детских дней» Ефимом Пономарёвым, точно попадали в наш запрос: представить новый, доброжелательный и открытый к экспериментам проект, показать, что это будет свободный и неформальный разговор в культурных пространствах.

В течение нескольких первых недель в группе было не больше 10 участников, и её администраторы оттачивали манеру подачи материалов. Нам было важно, чтобы к началу рекламной кампании, в сентябре-октябре, группа «Что я тут забыл?» уже работала как паблик, с готовой концепцией, с определёнными установками и традициями. Мы договорились, что контент будет состоять из анонсов культурных событий, которые могут быть интересны подросткам, рассказов о жизни их ровесников в разных странах, интересных и забавных новостей о музеях, подростковой психологии и образовании, из тестов и «мысленных экспериментов» — вопросов, которые мы предлагаем нашим участникам вместе обсудить.

Гостиная в Фонде художника Михаила Шемякина
Гостиная в Фонде художника Михаила Шемякина

С середины лета начались перепосты наших публикаций в других группах — конечно, прежде всего в группе Фестиваля «Детские дни». Кроме того, мы начали предлагать взаимное продвижение другим сообществам, таким как «Подростки Петербурга», группы других музеев и организаций, где есть молодёжные программы (ЦВЗ «Манеж», Упсала-Цирк, Эрарта, ГМИИ им. Пушкина, музей «Гараж»), группы некоторых гимназий и классов, и, разумеется, группы тех музеев, которые собирались принять участие в программе «13+ Что я тут забыл?».

К сентябрю группа выросла до 250 человек. Для оффлайн продвижения, помимо наружной рекламы и раздачи материалов в музеях, Аничковом дворце и Академии постдипломного педагогического образования, мы использовали помощь дружественных фестивалю подростков — они раздавали флаеры в школах и распространяли их среди своих друзей.

К концу октября, когда программа начала работу, в группе «Что я тут забыл?» было порядка 1000 участников (сейчас в ней состоит около 1200 человек). Количество просмотров за октябрь — 9046, за ноябрь — 7553, полный охват аудитории — порядка 22 тыс. человек.

В первые месяцы существования группы посты выходили 2-3 раза в неделю, а в период проведения программы (29 октября — 20 ноября) они уже появлялись 2-3 раза в день. Примерно за месяц до фестиваля мы больше сосредоточились на анонсах программы, подробно рассказывая про каждое из запланированных событий, но не забывали публиковать и просто интересные новости.

Когда программа «13+» начала работу, мы стали писать только о наших собственных фестивальных событиях: о том, что можно посмотреть сегодня и о предстоящих мероприятиях, об изменениях и новшествах в программах. Этой же схемы мы уже несколько лет придерживаемся на страницах «Детских дней» ВКонтакте и в Фейсбуке: за несколько месяцев до фестиваля мы стараемся время от времени публиковать интересный для наших участников контент и понемногу рассказывать о том, как готовятся новые программы. За полтора-два месяца до начала «Детских дней» мы прекращаем делать «отвлечённые» публикации и пишем о предстоящих фестивальных маршрутах и событиях.

Гостиная в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Гостиная в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Обратная связь

Вдвойне ценная возможность, которую позволяют устраивать соцсети — опросы и голосования. Во-первых, благодаря им мы получаем представление о запросах и ожиданиях нашей аудитории, во-вторых, такие посты, как правило, активнее «лайкают» и ими охотно делятся, так что каждый опрос помогает продвигать группу.

Отдельной «фишкой» в «Что я тут забыл?» стало ежеутреннее вывешивание загадочного пароля. Пароль — часть нашей кампании по популяризации музейных гостиных. Чтобы подчеркнуть особый статус этих пространств, вход в гостиные требовал дополнительных усилий: нужно было либо предъявить наш флаер, либо назвать сегодняшний пароль, либо выполнить какое-то несложное задание от «хозяйки». Мы предлагали подросткам самим отгадать, что значит данное слово и почему именно сегодня оно служит паролем. Чаще всего, к концу дня кто-то из ребят присылал нам исчерпывающий ответ (либо мы сами давали вечером расшифровку).

Таким образом, мы с подписчиками затеяли дополнительную игру. Например, 30 октября паролем стало слово АНТИКИТЕРА, так как в этот день отмечается день инженера-механика, а антикитерский механизм — механическое устройство, поднятое в 1901 году с древнего судна недалеко от греческого острова Антикитера.

В группе можно было записаться на встречи в музейных гостиных, задать вопросы, и, конечно, поделиться впечатлениями о программе. Вот некоторые из них:

Коля Калинин:

Я вчера был в музейной гостиной в Музее истории религии. Провёл там целый день до последней минуты. Всё очень классно! Нас ждали интересные задания, самым трудным из них [было]— у Княжны: построить башню. Я получил огромное удовольствие от самого мероприятия и от общения с Дариной. Спасибо большое всем!

Мария Чуднова:

Спасибо за лекцию в музее-квартире Блока! Нам очень понравилось! И интересно, и атмосфера чудесная, и печеньки вкусные!

Велеста Чебекова

Спасибо, было нереально круто!)

Наталья Вязаницына

Сын сходил сегодня на мастер-класс в музей религии. Понравилось, хотя поначалу не хотел, еле уговорила! Спасибо!

13

Итоги

За время фестиваля на программах для подростков побывало почти 3000 человек, из них только 720 были взрослыми. Музейные гостиные посетили 670 тинейджеров.

О том, насколько востребованной была наша идея, нам писали и подростки, и их родители:

«Это очень грамотно и вовремя — создать программу, которая подхватит детей, которые выросли на «Музейных днях», с пяти лет бегали по музеям, печатными буквами писали ответы, предвкушали маршруты. Они выросли, и моим двум уже скучновато стало, и захотелось им выйти из рамок «1, 2, 3, 4, 5», которые они уже могут считать «детским развлечением».

Мастер-класс Дарьи Зайцевой «Мармарон: выбросить или выкрасить». Гостиная фонда художника М. Шемякина
Мастер-класс Дарьи Зайцевой «Мармарон: выбросить или выкрасить». Гостиная фонда художника Михаила Шемякина

«Актуальные для подростков темы, креативные идеи, дружелюбные волонтёры, разнообразие пространств, их дизайна и энергетики — точно в цель! Именно это им сейчас нужно. И подтверждение тому, что уже пятый день каникул сын с дочкой завтракают и в 12:00 выдвигаются в музеи. Я только смски получаю «Мы в Музее Блока — восхитительно!», «Мы опять в Главный штаб, соскучились», «Мы с Гамлета-Гаджета. Странно. Но интересно».

«Это было непревзойденно! Я думала, опять взрослые люди будут неинтересно что-то рассказывать, потому что им за это платят. А оказалось очень интересно!».«Приходят в 22:00. Кажется, их выгоняют последними. Впечатлений — вагон! В оба уха восторги».

«Спасибо вам всем — авторам проекта, кураторам, работникам музеев (всем, включая терпеливых гардеробщиц), волонтёрам, самим подросткам, которые туда приходят. Спасибо, что подхватываете, помогаете взращивать в наших непростых детях ростки культуры и духовности. Это на самом деле довольно сложно и трудозатратно, особенно в неполных семьях. Отдельное спасибо, что все гостиные с бесплатным посещением».

Главный штаб, Государственный Эрмитаж Диалог: Арчил Дидишвили и Кристина Марченко «Как читать архитектуру?»
Главный штаб, Государственный Эрмитаж.
Диалог: Арчил Дидишвили и Кристина Марченко «Как читать архитектуру?»

А вот отзыв, оставленный школьницей после посещения гостиной «Музея — квартиры Александра Блока». Он раскрывает многие моменты работы проекта.

«Это была моя первая гостиная, и она мне очень понравилось!

Были очень приветливые и отзывчивые волонтёры. Маша – волонтёр, которая в то время присутствовала в гостиной — рассказала мне, что тут можно поделать. Я выяснила, что делать там можно абсолютно что угодно! Я почитала книгу, попила чай и расслабилась перед походом на интерактивное занятие «Ищу себя» в 14:00. Ещё мне очень понравилась задумка с книгами в крафте. Суть заключалась в том, что по написанным на крафте спойлерам, в который были завернуты книги, нужно было определить, что за книга спрятана под бумагой. Так как спрятанные книги, скорее всего, являлись классикой, с которой я не очень дружу, я ничего не угадала).

Ещё гостиная понравилась мне своим ярким оформлением. Такого светлого и солнечного цвета так не хватает в нашем городе, особенно осенью).

После интерактивного занятия «Ищу себя» я вернулась в гостиную, где попала на лекцию с театральным критиком. Беседа мне очень понравилась тем, что проходила в домашней обстановке. Не было строгости и пафоса. Она — театральный критик — рассказала нам много интересного о театральных профессиях, цехах и о театре в целом. Это было очень познавательно.

Единственное, что меня удивило, это то, что никто не спрашивал пароль, который был вывешен в группе «Что я тут забыл?» и любой желающий мог пройти в гостиную. Я думала, что там будут только знающие)

Гостиная мне очень понравилась! Попробую обойти их все!»

Музей истории фотографии Открытие выставки «Будем говорить в стол». Музей истории фотографии.
Музей истории фотографии. Открытие выставки «Будем говорить в стол»

6 декабря 2016 года по результатам программы «13+ Что я тут забыл?» состоялся круглый стол, в котором участвовали представители музеев-участников, координаторы, эксперты фестиваля «Детские дни», «хозяйки» наших музейных гостиных, а также представители партнёра программы — компании «Аскрин». Отклик от авторов программ был практически единодушным: начинали проект со множеством сомнений и опасений, но опыт оказался очень продуктивным как с методической точки зрения, так и с организационной, обнаружил для музея огромный потенциал работы с подростками и раскрыл новые возможности во взаимодействии со сторонними организациями и между структурами внутри самого музея.

Ксения Гондырева из Музея-квартиры Алексадра Блока отмечает: «Не только подростки и посетители, но и мы сами увидели, каким может быть наш музей, и это замечательно. Думаю, что мы будем в дальнейшем работать в этом формате». Ксения Шолкина из ГМИР тоже говорила о том, что проект оказался эмоционально вовлекающим: «Мы чрезвычайно вдохновились и увлеклись тем, что произошло. И сам факт, что в музее может быть душевно, уютно, приятно, такое убежище и место отдыха, по обратной связи от самих подростков, — это бесценно, и хочется, чтобы это было всегда».

Большинство музейных педагогов, принявших участие в программе «Что я тут забыл?», готовы продолжать работу с подростками — развивать созданные в этом году форматы или реализовывать те новые идеи, которые родились из общения с посетителями.

Фото: Ирина Фрейдман, Солмаз Гусейнова, Юля Атапина, Татьяна Дьячинская, Софья Полищук, Наталья Булкина, Юлия Чукашкина, Елена Алаева

Об авторах:

Кельнер

Ирина Кельнер, 

координатор фестиваля 

«Детские дни в Петербурге»

 

ЛарионоваМария Ларионова, 

координатор фестиваля

«Детские дни в Петербурге»

 

ПоцелуеваЮлия Поцелуева, 

директор по развитию фестиваля 

«Детские дни в Петербурге»