Снимок экрана 2015-12-23 в 6.10.46

15 инструментов мониторинга СМИ и социальных медиа

Как известно, информация – важный ресурс любой деятельности, обладание которым дает серьезное преимущество. Учитывая, что сегодня материалы бесконечно генерируются и распространяются через самые разные каналы, обработка большого потока данных становится критичным и обязательным условием успешной деятельности. Особенно, если речь идет о PR, а поддержание конкурентоспособности через управление медиа-полем вокруг компании – ваша прямая обязанность.

Оперативного мониторинга текущей ситуации уже недостаточно, необходимым становится качественное изучение смыслов и контекстов, которые не только представляют картину настоящего, но дают основание для прогнозирования. Справиться с растущим объемом информации помогают другие основные ресурсы – время и деньги. Именно сроками, задачами и бюджетом будет определятся оптимальный способ мониторинга и анализа данных.

В этом обзоре инструментов поиска релевантных данных мы попробуем разобраться существует ли золотая середина между быстро/дешево/качественно.

Печатные издания

Печатные издания, пожалуй, одни из самых трудоемких ресурсов для сбора и обработки. Выбор инструмента их мониторинга во многом зависит от количества времени, которым вы располагаете при поиске, и имеющегося бюджета.

Бесплатные инструменты подразумевают методичный ручной поиск в сети подходящих ресурсов и публикаций. В этом помогут:

  • Электронные архивы изданий (к сожалению, они есть далеко не у всех газет и журналов).
  • Расширенный поиск по источнику на базе систем Яндекс и Google (подойдет лишь в том случае, если нужная периодика дублируется в сети).

Ручной поиск становится необходим, когда качественная составляющая анализа преобладает над количественной или поиск является разведывательным. Тогда при меньшем объеме информации в результате получается содержательное описание ситуации или объекта, которое может стать основной для будущего глубинного анализа.

В каких же случаях можно/нужно/удобно использовать бесплатные способы мониторинга:

  • знакомство с определенной темой, проверка адекватности поискового запроса, подготовка к более глубокому по охвату и проникновению анализу;
  • решение краткосрочных/текущих задач, которые покрывают малые периоды времени;
  • поиск по конкретному ресурсу/изданию/источнику.

Альтернативным, но уже не бесплатным, вариантом поиска по печатным и прочим изданиям выступают электронные библиотеки.

Это эффективный профессиональный инструмент, предоставляющий доступ к полнотекстовым публикациям из сотен изданий и ресурсов одновременно. Такие базы в автоматическом режиме собирают и хранят информацию по множеству СМИ в России и мире. Доступ для постоянной работы в подобных системах платный, но есть возможность получить тестовый аккаунт — правда, с ограниченным функционалом.

Однако, этого будет достаточно для просмотра простых запросов и быстрого, ознакомительного анализа небольшого массива данных.

К наиболее популярным электронным базам СМИ на российском и зарубежных рынках относятся:

Электронные СМИ и социальные сети

Электронные СМИ и социальные медиа имеют свою аудиторию и функциональную направленность. На подобных площадках пользователи дают оценки и высказывают суждения, которые сложно получить «формальными методами» (например, опросами).

Ценность социальных медиа состоит в стихийно создаваемых дискуссиях вокруг объекта, которые умелый специалист может модерировать и направлять в русле актуальных PR-целей. Для сбора и анализа таких данных тоже существуют бесплатные и бюджетные инструменты.

Снимок экрана 2015-12-23 в 5.57.21

Бесплатные инструменты мониторинга социальных медиа

Яндекс.Блоги. Сервис позволяет выполнить поиск ключевого слова/объекта по блогозаписям и комментариям к ним. Поиск настраиваемый. Есть возможность задать область поиска (оставив только блоги в целом, или блогозаписи, либо лишь комментарии в блогах), можно указать имя блогера, название сообщества, а также местоположение автора и период поиска.

Снимок экрана 2015-12-23 в 5.54.48

Google Trends. Сервис, что логично, основывается на данных поисковой системы Google и показывает, как часто пользователи ищут определенный объект/словосочетание по отношению к общему объему поисковых запросов во всем мире. Результаты поиска отображаются простыми и понятными графиками, на которых можно увидеть не только динамику роста/снижения количества упоминаний интересующего нас объекта, но и распределение популярности запроса по регионам, городам и языкам.

Снимок экрана 2015-12-23 в 5.54.58

Снимок экрана 2015-12-23 в 5.55.05

Платные системы мониторинга социальных медиа 

Платные системы мониторинга в автоматическом режиме собирают данные по соцсетям и блогам, предлагая в качестве результата сводную матрицу сообщений, с заданными параметрами (тональность, география, авторы, ссылки на записи, количество откликов пользователей– репостов и лайков).

На российском рынке к таким системам, например, относятся:

Каждая система проводит мониторинг и анализ по похожим алгоритмам, но глубина охвата ресурсов у всех разная. Сервисы не идентично охватывают форумы и отзывы, из-за этого релевантность финальной выдачи может варьироваться. Отдельно стоит отметить, что автоматический мониторинг может допускать ошибки в качественных оценках сообщений (например, указание тональности сообщений), что приводит к дополнительной ручной перепроверке параметров.

Важно понимать, что при автоматическом поиске по блогам, в выдачу попадают только открытые для поисковиков сообщества и профили. Закрытые группы и профили не индексируются поисковиками и не попадают в платные системы мониторинга. К другим ресурсам, которые также можно отсматривать только вручную, относятся и комментарии к редакционным материалам, отраслевые форумы, отзывы в интернет-магазинах и не охваченные автоматическими системами профили пользователей Facebook.

Снимок экрана 2015-12-23 в 5.55.22

Каждая рассмотренная система мониторинга имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому, выбирая инструмент для сбора данных, нужно четко понимать:

  • какая задача должна быть решена с помощью полученной информации;
  • каким временем вы располагаете на реализацию поиска;
  • какие источники предстоит проанализировать .

Исходя из ответов на эти вопросы, вы сможете выбрать наиболее подходящий вариант для оптимального поиска.

 

Снимок экрана 2015-12-23 в 6.03.02Об авторе: 

Мария Базникина, 

руководитель отдела мониторинга PR News