10 лучших книг про HR и корпоративную культуру по версии Mediabitch

Наша восьмая подборка из проекта 100 лучших книг по версии Mediabitch посвящена корпоративной культуре и прочим HR-аспектам, с которыми часто приходится работать внутрикорпоративным пиарщикам.

Фото: Фотобанк Фотодженика

Книги, собранные в нашем списке, адресованы больше HR-менеджерам и собственникам бизнеса, но ведь именно с ними и приходится работать рука об руку, чтобы решать задачи по внутрикорпоративному PR. Прочитав эти книги, вы сможете заглянуть под ширму чужих корпоративных культур, узнать кое-что о психологии сотрудников и найме и изучить, как компании строят свой HR-бренд.

1. HR-бренд: 5 шагов к успеху вашей компании

 

Снимок экрана 2016-08-17 в 19.58.46Относительно свежее практическое руководство по HR-брендингу, основанное на кейсах премии «HR-бренд», которую ежегодно проводит компания HeadHunter. Фактически — это пошаговое руководство по созданию бренда работодателя, которое дает в достаточной степени как теоретическое представление об HR-брендинге, так и иллюстрирует знания на реальных примерах российских компаний, статистике и исследованиях рынка труда. Очень полезно, когда вас садят в одну комнату с HR-отделом и просят поработать над HR-брендом компании, причем ни вы, ни ваши коллеги, понятия не имеют, о чем там должна идти речь.

2. HR-квест: как сделать сотрудников адвокатами бренда

Снимок экрана 2016-08-17 в 19.57.36В отличие от многих сухих книжек для кадровиков, эта книга, можно сказать, настоящий роман, в сюжет которого вплетены реальные бизнес-кейсы. Авторы книги — специалисты с 10-летним стажем Михаил Воронин и Дарья Кабицкая, которые страница за страницей рассказывают пошаговый план создания компании, в которой хотелось бы работать самым талантливым и востребованным сотрудникам. Эта книга не столько про брендинг, сколько именно про отношения с сотрудниками, ошибки и поиск решений. Полезно и увлекательно — книга позволяет прочувствовать тонкости HR-ремесла.

3. Отличная компания

Снимок экрана 2016-08-17 в 20.02.02Ещё одна книга, которая уверяет, что научит вас создавать компанию мечты. Чуть ли не единственная книга в нашей подборке, которая написана не русскими, а американскими специалистами. Надо сказать, это как раз тот случай, когда США больше преуспели в HR-брендинге, но калькой переложить их знания на российскую специфику не выйдет. Однако книгу стоит прочитать хотя бы из-за качественных данных: в ее основу легли результаты масштабного исследования лучших компаний-работодателей, которое Great Place to Work Institute на протяжении многих лет проводит по всему миру. Книга, между прочим, писалась 25 лет. Вот так вот.

4. Winning the hearts: достучаться до сердец сотрудников

Снимок экрана 2016-08-17 в 19.48.56Создатели книги уверяют, что для повышения эффективности, сотрудникам необходимо дать счастье. Приведенные авторами результаты исследований доказывают, что индекс счастья сотрудников не менее важный показатель здоровья бизнеса, чем оборот и рентабельность, а значит, радость от работы — аспект не менее важный, чем мотивация. Опять же книга не столько про HR-брендинг, сколько про создание здорового климата и нормальных человеческих взаимоотношений в коллективе. Когда речь идет о небольшой компании в 20 человек это может и произойдет само собой, но когда у вас крупная корпорация, создать уютную ламповую атмосферу может оказаться не так просто. Книга подскажет, как же всё-таки это сделать.

5. Как найти своих людей

Снимок экрана 2016-08-17 в 19.49.33Книга о том, как рекрутеры ищут нужных для компании людей. Очень полезная книга для понимания процесса поиска и найма  — ведь большинство пиарщиков успели побывать только на одной стороне баррикад — в качестве кандидата. Поэтому информация о том, как с максимальной эффективностью отбирать нужных для компании и подходящих ей по духу людей, может очень пригодится во внутренних коммуникациях в том числе.

6. HR-стратегия: инструменты разработки и реализации

Снимок экрана 2016-08-17 в 20.03.38Добротная общеобразовательная книга, которая расскажет в подробностях о подходах к формированию корпоративной культуры в России и за рубежом. В приложениях можно подсмотреть даже примеры документов, которые кадровики используют для разных целей.

7. Корпоративная культура Toyota: уроки для других компаний

Снимок экрана 2016-08-17 в 19.51.29Очень интересная книга, иллюстрирующая как можно перестроить производство, изменив к нему отношение людей. Известная концепция бережливого производства компании Toyota на первый взгляд кажется чем-то сугубо техническим. Однако в основе этой системы лежит именно корпоративная культура, превращающая каждого сотрудника в перфекциониста. И да, авторы учат вас, как сделать так же.

8. Дело не в кофе

Снимок экрана 2016-08-17 в 19.53.31Очень компактная, но вдохновляющая книга о том, насколько важно видеть в сотрудниках и клиентах в первую очередь живых людей, а не просто безликий ресурс. Книга вовсе не про HR, но была бы очень полезна многим кадровикам. Пиарщикам она будет даже больше понятна, потому что она про выстраивание отношений, развитие и поддержание связей — то, что всем нам так близко. Эта книга – реальная история компании Starbucks, написанная от первого лица самим президентом компании Говардом Бехаром.

9. Обнимите своих сотрудников

Снимок экрана 2016-08-17 в 19.53.49Очень душевная книга о том, как управлять компанией в стиле «мягкого менеджмента» — без наказаний, порицаний и санкций, даже если сотрудник заслужил хорошую взбучку. Автор книги, Джек Митчел, проработал в ритейле более 50 лет и утверждает, что следование его принципам позволяет привлекать и удерживать талантливых сотрудников, снизить затраты на маркетинг (о, нет!), повысить рентабельность бизнеса и даже значительно увеличить базу постоянных клиентов. Больше того, в результате создается компания, куда сотрудники ходят на работу с удовольствием. Если ваш коллега-кадровик эту книгу всё ещё не читал, то лучше после прочтения подложить её к нему на стол. А может даже и генеральному директору тоже.

10. HR в борьбе за конкурентное преимущество

Снимок экрана 2016-08-17 в 19.57.12Книга, которая поможет вам понять стратегическую функцию HR-отдела, если вы до сих пор не прониклись идеей, что кадры решают всё. Современный правильный HR не только нанимает и работает с персоналом, но и создает настоящую добавленную стоимость компании. В книге можно найти много современных кейсов и подходов к управлению ресурсами, а пиарщикам книга поможет больше ценить роль HR-отдела, работая над совместными проектами.