Как закон об агрегаторах повлияет на работу пиарщиков

На сайте Роскомнадзора 20 февраля появилось информационное сообщение, согласно которому в срок до 21 февраля, то есть уже через день, целый ряд новостных ресурсов должны были предоставить данные о суточной посещаемости. В списке – все топовые агрегаторы, включая Яндекс.Новости, Google News,  Новости@Mail.ru и Рамблер/Новости.

Что скрывается за сообщением регулятора, которое звучит как «последнее китайское предупреждение», и какое дело до этого пиарщику?

Во-первых, даже беглый анализ тех же Яндекс.Новостей показывает, что в списках источников есть множество корпоративных сайтов и других ресурсов, которые скорее находятся в ведении местных пресс-служб, нежели полноценных редакций. Например, сайты ассоциации туроператоров России, ассоциации российских банков или блог компании ФБК (Финансовые и бухгалтерские консультанты), пред владельцами которых теперь стоит вопрос: «Регистрироваться как СМИ или нет?»

Во-вторых, этот закон может существенно изменить саму информационную картину, которая формируется агрегаторами, а значит, он повлияет и на работу пиарщика: результаты информационной активности, мониторинг и пресс-клиппинг.

Напомните, о чём вообще речь

С 1 января 2017 года вступил в силу ФЗ-208 «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», более известный как закон об агрегаторах. По этому закону владельцы агрегаторов с посещаемостью выше 1 млн человек в сутки обязаны проверять достоверность информации, которая публикуется у них, за исключением изданий, получивших регистрацию в качестве СМИ в Роскомнадзоре.

Все вышеперечисленные агрегаторы (возможно, за исключением Google News) попадают под эти условия. По информации на 28 февраля Роскомнадзор уже  включил в реестр новостных агрегаторов Рамблер/Новости, портал «СМИ2», Новости Mail.R» и Яндекс.Новости. Таким образом, закон уже начал действовать на практике.

Естественно, что, не обладая возможностями проверять достоверность всей информации, новостные агрегаторы предпочтут отказаться от сотрудничества с незарегистрированными СМИ.

Почему бы просто не зарегистрироваться?

Несмотря на то что агрегаторами пользуется большое число людей, для самих редакций польза от него не всегда однозначна. В ряде случаев агрегаторы могут приносить СМИ до трети трафика, но это касается в первую очередь крупных новостных изданий. Для узкоспециализированных и нишевых СМИ со стабильной аудиторией доля новостного трафика может быть незначительна, а риски ответственности – выше. Например, для vc.ru Яндекс.Новости дают лишь 10 тыс. переходов в месяц, что при почти четырёхмиллионной аудитории, является статистической погрешностью.

Совершенно не призывая отказываться от регистрации в качестве СМИ, тем не менее можно констатировать, что у изданий, прошедших её, появляется ответственность, указанная в законе «О СМИ». Например, обязательство публиковать опровержение в случае недостоверной информации. Зарегистрированное издание становится подчиненно контрольным функциям Роскомнадзора.

Как это влияет на PR?

Ежемесячно сервисом Яндекс.Новости пользуется 25 млн человек и топ-5 новостей, которые размещаются на главной странице поисковика, формируют картину происходящего в мире, сильнее любого СМИ.

Результат закона уже отразился на информационной картине. Яндекс.Новости постепенно готовились к этому решению и прекратили ставить новости с незарегистрированных СМИ в пятёрку главных новостей.

Многие региональные ресурсы, которые входили у себя в топ-10 по посещаемости, но не были официально зарегистрированы, приостановили сотрудничество с агрегаторами. Известно о таких случаях как минимум в Омской и Брянской областях.

По данным наших исследований, на долю региональных СМИ приходится до половины значимых сообщений по той или иной теме. В случае анализа информационной повестки по IT-тематике их доля, как правило, находится на уровне 30%, а когда речь идёт о промышленности, может достигать 50%. Выпадение или изменение таких сообщений влияет на информационную повестку, поэтому приспосабливаться к изменениям, связанным с законом, приходится не только редакциям, но и пресс-службам.

Напомним, что от регистрации в качестве СМИ по закону освобождены сайты региональных органов власти и государственных предприятий (многие коллеги вздохнули с облегчением). А учитывая, что некоторые региональные пресс-службы преуспели в формировании сильных вертикальных структур и оперативном распространении новостей по подведомственным сайтам, то их возможности влиять на информационную картину региона только увеличиваются.

Закон повлияет и на более приземлённые и чисто инструментальные особенности работы пресс-служб. Многие пользовались и продолжают пользоваться агрегаторами в целях мониторинга упоминаний или информационной повестки по ключевым словам. Выпадение из базы узкотематических или иностранных источников может усложнить этот процесс.

Для многих заказчиков PR-услуг наличие издания в базах агрегатора было критерием его качества, и в договорах количественные показатели по упоминаемости делались в привязке к этим базам, чтобы избежать отчёта, состоящего из одних релизоприёмников. Так что теперь встаёт вопрос о наличии каких-то универсальных критериев оценки влияния того или иного сообщения или весомости самого СМИ.

В общем, вопросов пока по-прежнему много, и адресовать их можно как редакциям СМИ, так и PR-специалистам.

IMG_9984

Об авторе:

Ольга Филиппенко,

генеральный директор мониторинговой компании СМИМОНИТОР

Фото: Фотобанк «Фотодженика»