Смерть бумажных СМИ?

Сегодня, наверное, только ленивый не размышлял о смерти бумажных СМИ. Вот и я решила. Умрут ли бумажные СМИ — ответ очевиден. Да. Но одни уже сегодня мертвее прочих. Так почему же так происходит?

Впрочем, я, наверное, опрометчиво поступила, ответив на вопрос однозначно. Сегодня мертвы только газеты. Мёртвость их заключается в том, что сегодня мы либо подписаны на газеты, либо получаем их бесплатно. Буквально пару десятков лет назад мы бы заплатили за неё ту цену, которую редакция отдала бы за печать. Причин того, что газеты вымирают, несколько.

Первая заключается в том, что газета — это источник не аналитической, но оперативной информации. И тут газеты за последние несколько лет вытеснил интернет. Конечно, проще посмотреть сайты он-лайн агентств, чтобы узнать последние новости о каком-то громком событии, нежели ждать, когда на следующий день выйдет газета с этой новостью. К тому же в последнее время следить за новостями в режиме реального времени нам помогает твиттер. Помните недавний взрыв в Домодедово?

Вторая причина в том, что обилие печатных СМИ сегодня зашкаливает, и, чтобы сформировать максимально не предвзятую оценку тех или иных событий, нам нужно быть подписанным на более, чем одно издание. А теперь представьте, что у вас дочь-подросток регулярно покупает журналы Glamour, Elle и Cosmopolitan, жена ежемесячно зачитывается Mamas & Papas и Счастливые родители, а вы втихомолку листаете в туалете Men's Health и журнал Максим. Месяц прошёл, и вы имеете в итоге по четыре экземпляра каждой из трёх общественно-политических (или деловых) газет, на которые вы подписаны, а еще и семь журналов, которые еще долго будут пылиться дома, потому что ваши родные будут искренне уверены, что информация, изложенная в них, будет им просто жизненно необходима. Проходит полгода, и когда кипа журналов достигает потолка, все единодушно соглашаются их выкинуть. Кроме дочери. В октябрьском Космо же интервью с Эвой Лонгорией! Как можно?! Дайте ей еще пару месяцев.

Я всё это к тому, что количество макулатуры, собираемой за месяц, переходит уже просто все разумные границы. Да и выкидывать журналы, признаюсь, даже мне бывает непросто. Но если журналы мы готовы не выкидывать еще Бог знает сколько месяцев, то газеты буквально сразу после прочтения отправляются в мусорную корзину. В конце концов, описываемое там было новостью только вчера. А выбрасывать несколько граммов бумаги в нашем обществе — это уже просто преступление против природы.

Вы никогда не задумывались, почему экологи так ратуют за развитие новых технологий? Потому что, по сути, технологии переводят всё в виртуальный мир, оставив тем самым реальный мир в целости и сохранности. Электронные книги помогают сберечь от вырубки тонны деревьев, а электронные версии газет на планшетниках (или даже просто сайты изданий) избавляют вас от необходимости выбрасывать пожелтевшую газетную бумагу, мучаясь угрызениями совести.

Поэтому увы, мои газетные коллеги, но дни ваши сочтены, как бы вы отчаянно не хватались за возможность удержаться на рынке. Впрочем, у тех, кто производит бесплатные массовые газеты для бабушек, шансы еще есть. Лет эдак десять. Если повезёт.

А вот с глянцем дело обстоит несколько по-другому. Он будет жить. Еще несколько лет. Вы не представляете, что испытывает девушка, у которой в сумке лежит еще не прочитанный Космо. Это, наверное, сродни чувству, когда мужчина торопиться скорее свинтить с работы, потому что его любовница сейчас лежит в одном леопардовом нижнем белье на шёлковых простынях отеля и шлёт ему СМС о том, что она хочет ему показать и сделать. Листать журнал, рассматривать картинки, вырывать рецепты с блюдами по 103 ккал за порцию. С этим мало что может сравниться.

Однако, и с глянцем проблем не оберёшься. Вот я, например, покупаю Вог. Это, пожалуй, один из тех счастливых примеров издательств, которые до сих пор делают хорошие деньги на продаже самого журнала. Они очень хитрые. На сайте материалы, представленные в журнале не появляются, PDF-версии у них нет, и даже приложение журнала для iPad стоит хороших денег. И всё бы ничего, если бы Вог не был таким тяжёлым. Вот ей-Богу, когда я иду из супермаркета с огромными сумками, мне в последнюю очередь хочется класть в свой на ладан дышащий продуктовый пакет еще и двух-килограммовый Вог. А еще, чтобы добить гениальность их маркетинговой политики, У НИХ НЕТ МИНИ-ВЕРСИИ! Я, конечно, понимаю, что я — не совсем целевая аудитория журнала, и типичная читательница Вога с килограммовыми сумками сама по супермаркетам не ходит, но я всегда была за то, чтобы максимально подстроиться и под косвенные целевые аудитории. Я очень люблю журналы. Но, увы, сегодня, чтобы прочитать Вог, мне нужно специально за ним зайти и читать его дома. А вы всё спрашиваете, зачем мне нужен айпад.

Хотя, у людей, которые окончательно перешли на айпад-версии любимых журналов, тоже случается ломка в стиле ретро, и они, вместо того, чтобы купить очередной номер журнала для айпада, идут в магазин и набирают печатных версий тех же самых журналов. Всё же, они так пахнут, так блестят, их так приятно держать в руках и листать...

Вывод. Газеты, пока. Глянец, побудь еще немного. Ну, и все обзаводимся планшетниками. Потому что вскоре это будет единственная возможность почитать любимые журналы.

Смерть бумажных СМИ?: 3 комментария

  1. Кстати, я бы поспорил насчёт того, что читательницы Вога не ходят за покупками.

    Мне кажется, что бОльшая часть читателей глянцевых журналов читает их потому, что ХОТЯТ приобщиться к тому миру, который в реальности для них недоступен. Что может найти для себя нового светская дама с очень приличным годовым доходом своего мужа — мне кажется, мало чего. Она это всё видит в реале. И смысла ей читать Вог нет.

    Основная аудитория глянцевых журналов — это те, кто ХОЧЕТ приобщиться, а не те, кто уже в высшем свете. По такому же принципу живут телепрограммы про звёзд и таблоиды.

    1. В России ЦА Вога несколько отличается от Америки, например. В штатах Вог покупают те, кто к миру моды не имеет никакого отношения, но при желании вполне могут себе позволить купить сумочку за пару тысяч баксов от дольче. Это представительницы хорошо оплачиваемого среднего класса. А вот в России те, кто представляет здесь средний класс, себе такой роскоши позволить не могут. Поэтому взирая на картинки с показов, читательницы Вога напитываются духом моды, подмечают тенденции, и идут за похожими вещами и образами в Манго, Мотиви или Зару. Для них не обязательно тратить огромное количество денег, достаточно просто одеваться хорошо и со вкусом — это уже выгодно выделит девушку из толпы. Именно по этой причине новую редактрису Вога упрекают в том, что она, подражая западному Вогу, стала публиковать цены на вещи. Поэтому тут не всё так просто. 

  2. Сбивчиво написано, на мой взгляд. Автор начал статью с претензионной попытки высказать субъективное мнение о газетном рынке в целом, а в конце сбился просто на обсуждение одного конкретного любимого журнала... В итоге не получилось убедить читателя, с выводами не согласен. да и спорить с автором желания даже не возникло. (((