Многие PR-специалисты соглашаются с тем, что пресс-конференции нынче уже не те. Технологии диктуют правила: вся информация теперь доступна и без личного присутствия журналиста, причём мгновенно.
Раньше у присутствовавших очно журналистов было преимущество: их материал был готов раньше. Сегодня же мы видим, как меняется формат самих пресс-конференций под влиянием технологий, переходя из офлайна в онлайн. И журналисты чувствуют разницу: больше им не нужно тратить время на дорогу, ожидание мероприятия и т. д. Теперь есть онлайн-трансляции пресс-конференций.
Тем не менее, публикации — это один из критериев KPI для специалиста по связям с общественностью, а значит, мы сталкиваемся с тем, что необходимо учитывать реалии и взаимодействовать с целевыми аудиториями (в данном случае с журналистами) удобными для них способами).
Я вижу выход для PR-специалистов компаний, которые хотят устраивать пресс-конференции в комбинировании офлайн- и онлайн-форматов. Если раньше был популярен формат видеоконференций, который требовал наличие специализированных программ, то сейчас бесплатной площадкой для трансляции выступают соцсети.
Итак, семь шагов к трансляции пресс-конференции в соцсетях.
1. Определяем оптимальную площадку
Какую площадку вы выберете: аккаунты вашей компании или ваши личные профессиональные или официальные аккаунты первых лиц компании? При выборе особое внимание, конечно же, необходимо уделить тому, где именно находится ваш пул журналистов или куда их можно «заманить» более эффективно.
2. Выбираем платформу социальных сетей
Сегодня сервисы для онлайн-трансляций развиваются очень быстро:, Periscope, HouseParty (бывший Meerkat), Facebook Live, YouTube Live streming, Instagram live, VK Live, OK Live — и это ещё не весь список.
При выборе соцсети учитываем следующие особенности:
Periscope
- Periscope полностью интегрирован с Twitter. Для того чтобы рекламировать свои трансляции существующим фолловерам и включить трансляцию прямо в Twitter, нажмите значок «птички» перед началом вещания.
- Periscope предлагает пользователям карту живых трансляций по всему миру, которые доступны для просмотра (к слову, в Фейсбуке такая функция тоже есть).
- На площадке после окончания трансляции вы можете увидеть информацию о её продолжительности, количестве зрителей и удержании аудитории.
- Если хотите пригласить к просмотру только избранных пользователей, то можете сделать трансляцию частной.
- Первоначально трансляции сохранялись и хранились только 24 часа, теперь эта опция доступна в настройках, а по умолчанию трансляции не удаляются.
Facebook Live
- Как только вы включаете трансляцию, она публикуется в вашем профиле/странице и отображается в ленте новостей. На руку то, что прямые трансляции в приоритете показов, а поэтому чаще появляются на вершине новостной ленты.
- Во время трансляции вы видите количество присутствующих зрителей, имена друзей, которые смотрят ваш эфир, а также комментарии в режиме реального времени. Комментарии зрителей не исчезают, а прокручиваются (доступна функция ставить лайки понравившимся).
- Максимальная длительность эфира — 90 минут. Но с подключением API можно вести трансляции нон-стоп 24 часа в сутки.
- После завершения трансляции видеозапись автоматически сохраняется в вашей хронике. Вы можете удалить её, встроить на сайт, поделиться в других социальных сетях.
- Формируется полноценная статистика по итогам видеотрансляций онлайн: количество просмотров видео, охват (бесплатный/платный), длительность просмотра в процентах и т. д.
- Плюс для тех, кто проводит эфир с бизнес-страницы: вы можете использовать для продвижения все рекламные возможности Фейсбука.
Instagram Live
- Зрители могут оставлять комментарии и лайки, как в Periscope. Вещатели также могут комментировать, прикрепить любой свой или пользовательский комментарий сверху, а также скрывать все комментарии или кнопки.
- Ваших подписчиков система автоматически уведомляет о начале прямого эфира. Более того, во вкладке «Интересное» в Stories пользователям предлагают самые увлекательные трансляции.
- Есть функция, позволяющая скрывать live-эфиры от нецелевой аудитории. Делается это в несколько кликов, для этого необходимо установить соответствующие настройки.
- Продолжительность прямого эфира в Instagram Stories ограничена одним часом.
- Фото и видео в Stories мгновенно исчезают через 24 часа. Но ввиду, того, что Instagram неоднократно был замечен в применении опыта Periscope, возможно, в ближайшее время будут улучшены показатели по продолжительности эфира и времени пост-хранения.
3. Предварительно информируем о возможных каналах получения информации
Для более эффективного планирования времени журналисту необходимо предварительно знать, что он может воспользоваться возможностью дистанционного присутствия на мероприятии и получить релевантную информацию. Это даёт ему возможность сориентироваться, на какой площадке ему удобно, добавиться к нам на страницы и включить уведомление, чтобы ничего не пропустить.
4. Продумываем технические моменты
Перед самим мероприятием тщательно продумываем важные аспекты ведения онлайн-трансляции: качественная камера на устройствах, хорошее освещение, доступный звук, выгодное месторасположение для съёмки.
5. Назначаем ответственных за площадки (или отвечаем сами)
Сложность комбинирования онлайн- и офлайн-формата в том, что необходимо отслеживать сразу несколько площадок, аккаунтов.
Это важно, так как во время прямого эфира зрители задают вопросы. И если за трансляцией не будет следить человек, владеющий достаточными компетенциями и не ограничивающийся шаблоном ответа «Все вопросы после» или, более того, просто не обращающим внимание на комментарии, тогда аудитория, которую с таким трудом собрали, либо вступит в свою дискуссию, либо, разочаровавшись в «шуме в зале», просто удалится.
6. Придумываем варианты поощрения журналистов, которые пришли
Ещё лучше, показываем это тем, кто следит за эфиром дистанционно. Но тут уж зависит от целей: если хотим, чтобы в следующий раз было больше присутствующих в прямом эфире в режиме онлайн — делаем акцент во время выступлений на то, что движемся в ногу со временем, внедряем новые онлайн-технологии, становимся ближе, независимо от месторасположения и т. д. И тогда с большей вероятностью, в следующий раз журналистов в онлайне будет больше.
Если же всё-таки онлайн формат используется для того, чтобы привлечь внимание к офлайну, тогда покажем, как ценим тех журналистов, которые пришли. Снимаем под конец эфира, как присутствующим журналистам предоставляется возможность получить интервью от первых лиц, продегустировать какие-то новинки. Если удастся заинтересовать наблюдателей по ту сторону экрана, в следующий раз они хорошенько подумают, какой формат им интереснее.
7. Снимаем данные
Обязательно собираем все данные с помощью личного кабинета аккаунта о присутствующих, количестве просмотров, наиболее частотно задающихся вопросах, геоданных и т. д. Сохраняем запись прямых эфиров. Используем её для анализа прошедшего мероприятия, выявления «узких мест», внесения в свой блокнот каких-то интересных мыслей и фишек .
Тем, кто был очно, присылаем ссылку, благодарим за личное присутствие. Даём им возможность «посмотреть на себя со стороны» и, возможно, что и они отметят какую-то важную деталь. (А ещё лучше, если мы сможем своим пост-письмом подвести их к просмотру того момента, на который бы хотели, чтобы был сделан акцент. Ну это уже, как говорится, дело техники).
Тем, кто отсутствовал, высылаем кроме пост-релиза и фото ещё и видео прямой трансляции. Ведь не зря уже столько лет популярна фраза «Лучше один раз увидеть…»
Общие выводы
Несмотря на сравнительную молодость онлайн-вещания в социальных сетях, объёмы и аудитория его быстро растут. А значит, чтобы быть в тренде — тестируем, исследуем, экспериментируем, но не забываем, что всё-таки сервисы онлайн-трансляций — это ещё одно представительство компании, а значит, и подходить к ним необходимо со всей тщательностью и продуманной системой действий.
Среди плюсов онлайн-формата:
- Возможность охвата большого процента аудитории (не забываем также о блогерах, которых сейчас уже именуют «страшной силой, начинающей превосходить СМИ» по охвату, а находятся они именно на площадках социальных сетей).
- Возможность привлечения внимания локально удалённых представителей СМИ (как вариант, привлечение внимания региональных СМИ или, в случае с регионами, наоборот, привлечение внимание столичных).
- Уменьшение затрат на ту часть журналистов, которые предпочли онлайн. Момент, конечно, спорный, ведь сколько технических моментов необходимо решить при онлайн-трансляции! Однако, если говорить всё же о финансовой составляющей проведения мероприятия онлайн, тогда ответ скорее положительный, ведь соцсети за аренду помещения плату не взимают.
- Ну и, наконец, когда мы комбинируем онлайн- и офлайн-варианты, мы в тренде, товарищи!
Ксения Павленко,
руководитель студии PRoK Analytics
Фото: Pexels