Для создания качественной статьи, PR-материала или презентации важна не только информация или мысль, которую мы хотим донести до аудитории, но и эффектная подача, которая немыслима без ярких, запоминающихся изображений. Если с текстом все более-менее понятно, то с картинками ситуация бывает более сложная — не каждый PR-щик или маркетолог обладает нужными навыками для создания качественных изображений. Есть несколько основных способов поиска картинок для проекта, которые при этом не влетят вам в копеечку. Если ими, конечно, правильно пользоваться.
1. Создание изображений собственными силами
Если мы располагаем приличным бюджетом, можно нанять фотографа, который отснимет всё, что нужно. А в ситуации, когда нужны изображения собственных моделей (фото первых лиц компании, продукции или офиса), организация фотосессии — это и вовсе единственный выход. Но заказ фотосессии имеет и свои сложности:
- при заказе результат заранее не известен,
- если нужной натуры нет под рукой, её нужно организовать (к примеру, командировка съемочной группы на тропический остров может оказаться неподъемное дорогой).
Кроме всего прочего, фотосессия со всеми накладными расходами — оплатой услуг фотографа, аренды студии, гонорар моделям и аренда реквизита — может обойтись бюджету компании очень дорого.
2. Изображения, являющиеся общественным достоянием
Изображения, являющиеся общественным достоянием (англ.: public domain) можно использовать абсолютно свободно и в любых целях. Самый надежный источник таких картинок это ресурс Викимедии.
Но у этих изображений есть своя специфика, которая не всегда подходит коммерческому проекту:
- это, в основном, довольно старые изображения (автор умер более 70 лет назад),
- это фото узкой направленности (к примеру, профиль SpaceX на Flickr),
- также это могут быть картинки, которые авторы сами передают в общественное пользование.
Причем, в большинстве случаев, изображения public domain имеют низкий коммерческий потенциал, поэтому их нечасто можно применить в PR-проектах.
3. Бесплатные фотобанки
Есть ресурсы, которые предоставляют картинки бесплатно, в том числе для коммерческого использования. Если это так, то в этом следует сначала доподлинно убедиться «на берегу», детально изучив пользовательское соглашение конкретного фотостока.
Бесплатность — бесспорно существенный довод в пользу таких фотобанков. Однако, он компенсируется и своим минусом: либо качество самих изображений часто оставляет желать лучшего, либо картинки стали уже настолько популярны, что появляются на каждом втором интернет-ресурсе.
Кроме того, в бесплатном фотобанке, как правило, нет возможности получить документы, подтверждающие права на изображения. Это может быть довольно существенным минусом при использовании изображений для нужд организации.
4. Изображения Creative Commons
Creative Commons – это типовые лицензии, на которых авторы могут распространять свои произведения, а потребители контента — легально их использовать.
Все лицензии Creative Commons (СС) требуют указания авторства (сокращенно обозначается BY), что не очень удобно для коммерческих проектов – сложно представить себе подписи под фотографиями, скажем, в презентации.
Лицензия может также содержать дополнительные ограничения, например запрет на коммерческое использование (NC) или создание производных произведений (ND) (в такие картинки нельзя вносить изменения).
Искать картинки на лицензиях Creative Commons можно, к примеру, на Фликре.
5. Платные фотобанки
Платные фотобанки предлагают миллионы качественных картинок на любую тему, а при покупке выдают лицензию на использование купленного изображения.
Минус — здесь нужно платить. Плюсы:
- качественные картинки,
- экономия времени — поиск адекватной картинки на платном фотостоке занимает в разы меньше времени, чем на бесплатном,
- передача прав на использование изображения подтверждается официально.
Платные фотобанки бывают друх типов: традиционные и микропейментовые (микростоки):
∙ Традиционные фотобанки (например, Getty Images, Corbis) лицензируют самый разнообразный контент по более сложным схемам (типы Rights Managed и Royalty Free) и за немалые деньги (цены от сотен долларов и выше). Здесь, к примеру, можно купить изображение из фотосессии Леди Гаги для эксклюзивного использования на территории России или историческую фотографию.
∙ Микростоки (например, Фотодженика) лицензируют все свои фото по одной стандартной схеме (Royalty Free, без ограничений по носителю, сроку и территории использования), контент предлагают более массовый (иллюстративные фото для PR и маркетинга), стоимость изображений бюджетная (от 10 руб при покупке подписки).
Возможно, вы удивились, не увидев в данном списке такого источника поиска картинок как поисковики. Это не случайно: использование изображений, скопированных с чужих сайтов запрещено законом.
У каждого произведения — изображения, ПО, текста и т.д. есть автор, который имеет права на данное произведение: право признаваться автором, а также право регулировать кто и при каких обстоятельствах данное произведение использует. То есть взять просто так чужую картинку и использовать её в своем проекте нельзя — это нарушает права автора и модели, и они могут подать на вас в суд. Будут они это делать, или нет зависит от:
- настроения и «ушлости» автора или модели (есть авторы, которые поставили такой способ заработка на поток),
- масштаба проекта (чем заметнее компания, тем больше искушение на ней заработать),
- и банального везения.
В последнее время случаев защиты авторских прав в суде становится всё больше — к примеру, компания «АСТ-54» недавно заплатила штраф в 720 000 руб за использование фотографий без разрешения автора в своем паблике во Вконтакте. Использование картинки в интернете отследить легко, да и нотариально зафиксировать несложно, а дальше — уже дело техники.
Надежда Шипилов,
СEO фотобанка Фотодженика
Спасибо, действительно полезная статья!