Полтора года назад я написала колонку, которая вызвала одновременно и скепсис, и восхищение. Кто-то писал, что половина — выдумка, а кто-то признавался, что взял те самые лайфхаки на заметку. Карантин (и в большей степени обучение бизнес-коучингу) оказал влияние на мое восприятие эффективных коммуникаций, я пересмотрела свои привычки.
Перестала назначать встречи на утро
Раньше
Раньше всегда назначала встречи на раннее утро — частые завтраки с клиентами в 7:30 казались совершенно нормальным делом. Вдохновившись лайфстайлом очень мотивирующих меня людей (особенно из Лондона и Нью-Йорка), я постепенно превратилась в «раннюю пташку». В 6 утра пробежка, в 8 — завтрак с партнером и в 9 уже старт рабочего дня.
Я жила в таком режиме три с лишним года и чувствовала себя как рыба в воде. Чтобы вовремя выйти на пробежку или тренировку, я иногда вставала в 5 утра.
Сейчас
На карантине жизнь замедлилась: встречи перешли в Zoom, рабочий «часовой пояс» чуть сдвинулся, ответы на сообщения и письма всё чаще стали приходить после 10 утра. Мой график тоже сместился: пробежки стали дольше, медитации — чаще, чтение за завтраком — больше.
И я осознала: утро должно быть моим. Я хочу, чтобы это было «мое утро», а значит, встречи и звонки можно назначать не раньше 11:00. Сейчас, когда карантин сняли, я начинаю встречи в полдень и чувствую себя абсолютно счастливой.
Мой нынешний распорядок выглядит примерно так: встаю в 8 утра, медитирую, пью воду, быстро проверяю, нет ли срочных сообщений, и выхожу на пробежку. С 9:45 до 10:30 спокойно завтракаю, читаю книгу. В 10:30 начинаю работать: проверяю почту, делаю звонки или выезжаю на встречи.
Перестала назначать по 5–6 встреч в день
Раньше
До карантина я, кажется, шла на мировой рекорд по количеству встреч в день. Как правило, это были быстрые встречи по 30–40 минут в одном кафе, редко — в каких-то разных местах. Встречи проходили быстро и по делу — как мне казалось, так я экономила время, и свое, и чужое.
Сейчас
В период всеобщей самоизоляции у меня было много времени проанализировать отношения с клиентами, партнерами и сотрудниками. Я начала курс с новым коучем и в итоге осознала, что за 40 минут нельзя узнать человека глубоко.
Сейчас у меня максимум две встречи в день, длятся они по 1,5–2 часа. Этого времени хватает, чтобы поработать в адекватном темпе и спокойно поделиться общими наблюдениями, обсудить новости и, например, ситуацию на российском венчурном рынке.
И обязательно книги! Например, часто спрашиваю клиентов, читали ли они «Думай медленно, решай быстро», и если да, то каких два-три главных тезиса они бы выделили. Наши беседы перестают быть формальными — они насыщаются теплотой, интересом, эмоциями.
Сделала упор на глубину отношений
Раньше
Еще два года назад я проводила рабочие встречи за 30–40 минут и старалась совмещать их с завтраком или обедом. Я предпочитала быстро обсуждать суть бизнеса, запрос человека и «закрывала» встречу решением: либо говорила, что назначу дополнительный звонок, либо обещала вернуться с предложением. Несмотря на то, что всегда тщательно выбирала клиентов, я в большей степени опиралась на свой опыт и похожие кейсы в работе. В конце концов, пул пиар-инструментов не такой большой.
Сейчас
Прежде чем подписать контракт с новым клиентом, я встречаюсь с ним минимум 3–4 раза: нужно понять, совпадает ли у нас mindset, понимаем ли мы друг друга; узнать ценности человека, его личный опыт, жизненные приоритеты, а потом выстраивать теплые отношения.
На карантине я обновила свой стандартный список вопросов и добавила несколько философских. Например: «Если бы у вас был дом, то какой вид из окна вы бы предпочли: воду (море/океан/озеро), горы или лес/парк? И почему?». Мне интересны рассуждения людей.
Я начала проводить с клиентами свободное время. Сразу после карантина мы с клиентом в Красной Поляне ходили в горы, катались на квадроциклах. С другой клиенткой в Москве ходили на концерт Мацуева, ездили на авторский ужин в загородный ресторан. Другой клиент пригласил меня на спортивное мероприятие. Так мы лучше узнаём друг друга и яснее видим, как достичь лучшего результата. При таком общении мотивация возрастает в разы — и я, и команда горим идеей клиента еще больше.
Стала больше делегировать
Раньше
Я и раньше делегировала, но во время карантина, помимо работы как таковой, я брала на себя все задачи по расширению компании: сама нанимала сотрудников, отсматривала портфолио, собирала рекомендации, искала новых подрядчиков или создавала презентации.
Сейчас
Ближе к лету я поняла, что невозможно идеально делать то, что не лежит в области непосредственно твоей компетенции. Поэтому я наняла дизайнера и попросила его создать корпоративный шаблон для презентаций и коммерческих предложений, подписала контракт с HR-консультантом, которая разбирается в видах мотивации намного лучше, чем я. Еще я нашла помощницу, которая помогает мне с личными и рабочими задачами.
Зарезервировала для себя час отдыха в течение дня
Раньше
Если в обычном режиме работы у меня были переезды между встречами, и в такси я могла хоть как-то перевести дух на 15–20 минут, то в самый разгар карантина я могла сидеть за ноутбуком непрерывно по 12 часов. Часто я обедала и ужинала, не отрываясь от работы.
Сейчас
На карантине я прошла полный чекап здоровья. Попросила терапевта прописать мне добавки или таблетки для тонуса и фокусировки. Я стала чувствовать, что, если раньше сфокусировано работала до 6 часов, то сейчас меня хватало максимум на 3–4. Мы стали разбираться, что изменилось.
Я сдала анализ крови, и выяснилось, что: первое — у меня повышенный холестерин (оказалось, дело в генетике) и второе — я перестала делать перерывы в работе. Наш диалог с терапевтом был больше похож на психологическую консультацию. Когда после череды вопросов о питании и спорте она спросила, делаю ли я днем перерывы в работе, у меня покатились слезы. И я решила, что в расписании отныне появится обязательный час на отдых с выключенным телефоном.
Сделала упор не на консалтинг, а на коучинг
Раньше
Мое взаимодействие с сотрудниками выглядело так: я говорила, что и как надо сделать, они решали задачу. Когда возникали проблемы, я указывала на ошибки и излагала алгоритм действий. Примерно так же строились и взаимоотношения с клиентами: они ко мне приходили с проблемой, я ее быстро решала.
Сейчас
В июле я закончила программу коучинга в бизнес-академии EY, и она полностью изменила мой подход к решению задач с участием людей. Я перестала решать и начала исследовать и направлять, причем не только в случае с сотрудниками, но и с клиентами.
Вот пример. Звонит мне однажды клиент и говорит: «Ты знаешь, у нас так много публикаций, а я почему-то им больше не радуюсь». Раньше я бы сказала: «Хорошо, давай писать меньше». Наш диалог сейчас:
— Скажи, а каким публикациям ты больше всего радовался?
— Ну, знаешь, когда мои колонки выходили.
— Сейчас они тоже выходят. А что тебе нравилось в них раньше?
— Комментариев много было, споров.
— Получается, раньше были яркие, спорные темы, а сейчас мы затрагиваем меньше проблем и в итоге не ощущаем обратную связь.
— Да, именно. Хочется брать более острые вопросы.
Проблема была не в количестве публикаций, а в темах. Мы поменяли вектор мысли, и клиент получил желаемое.
На карантине я начала вести развивающие диалоги и с сотрудниками тоже: чаще задавала вопросы, просила предлагать несколько решений. Например:
— Дина, мне не отвечает журналист.
— Что можно сделать, чтобы он обратил внимание на твое сообщение? Как еще познакомиться с этим журналистом? Кто может тебе в этом помочь?
Резюме
Карантин дал мне понять, что ментальное здоровье важнее карьеры, работы и даже амбиций. Я проработала с коучем свои эмоции, усилила эффект осознания и в прямом смысле прочувствовала, как меняется моя жизнь.
Я замедлилась и оглянулась на то, что я делаю правильно, и на то, что могу делать еще лучше. Снова задумалась, чего я хочу от жизни и бизнеса, и поняла: размеренность — это не проявление слабости или отсутствия амбициозности, а рациональное распределение сил.
В итоге я вышла на более качественный уровень отношений с собой, клиентами и сотрудниками. Стала замечать, что этот подход пошел на пользу не только мне: они стали наслаждаться не только результатами, но и самим процессом.
Об авторе: Дина Мостовая, международный PR-консультант, основатель Mindset Consulting