Ситуация с кадрами на коммуникационном рынке изменилась: количество вакансий снизилось. Мы попросили участников рынка коммуникаций и специалистов, искавших работу, рассказать, насколько они почувствовали на себе сокращение спроса на специалистов в отрасли.
Очевидно, что в агентской сфере отток клиентов ощутили почти все, поиск работы осложнился, но вряд ли пока большинству пиарщиков грозит лютая безработица. А специалисты, которые приносят прибыль работодателям, могут быть спокойны за свои рабочие места.
Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner:
Коммуникационное агентство PR Partner приостановило наем новых сотрудников. Мы не можем сказать, когда он возобновится — большая часть иностранных IT-клиентов ушла, и поиск новых занимает время. Если компания крупная, тендер может идти 9-12 месяцев. Поэтому, скорее всего, ситуация на рынке соискателей в маркетинге и PR не изменится в ближайшие два года.
Сокращение не коснулось команды — сейчас компании важно сохранить специалистов. Любой кризис заканчивается, а набрать слаженную команду с нуля сложно. Мы проходили через подобные ситуации в 2008 году и во время пандемии и сделали выводы. Сейчас финансовая «подушка безопасности» обеспечит выплату сотрудникам в течение года. Кризис повлиял на некоторые аспекты: мы не делали контрофферы сотрудникам, решившим уехать из страны, и не взяли на работу тех, кто был на испытательном сроке.
Сейчас цель — перераспределить нагрузку между специалистами и сохранить команду. Из 36 клиентов 16 приостановили продвижение в России — теперь кто-то из специалистов работает с несколькими клиентами, а кто-то остался без заказчиков вообще. Если ранее можно было закрыть глаза на то, что 20% сотрудников не приносит прибыль, то сейчас таких 35%, и это невозможно игнорировать — бизнес, как минимум, должен быть самоокупаемым.
Рынок соискателя зависит от спроса в отрасли. В коммуникационной индустрии сейчас работа должна быть направлена не на наем новичков, а на поиск клиентов — российских, турецких и китайских, и повышение квалификации имеющихся сотрудников. Агентства удерживают своих «куриц», несущих золотые яйца, то есть тех, кто приносит прибыль. На начальной позиции всегда был и есть поток кандидатов — им и необходимо будет быть скромнее, чтобы быстрее выйти на работу.
Кристина Петрова, основатель агентства PR Perfect:
Ещё 23 февраля мы были в поиске двух PR-менеджеров. 24 февраля приняли решение остановить поиски. Нам удалось сохранить текущих клиентов, следовательно, и сотрудников, но новых специалистов нанимать мы пока не стали, поскольку все потенциальные клиенты, которые были у нас на момент 24 февраля, поставили решения о старте PR-кампаний на холд.
Я думаю, что теперь сотрудникам действительно может быть сложнее и дольше искать подходящее место, поскольку конкуренция увеличилась, при этом я уверена, что сильные специалисты все равно будут находить себя достаточно быстро, такие кадры нужны всегда.
Меньше всего стоит переживать универсальным спецам, которые умеют работать руками: запитчить материал в СМИ, написать контент для соцсетей и сделать рекламный баннер — это все к вам? Тогда для вас работа точно найдётся.
Будут ли падения в зарплатах, зависит от самих соискателей: если они решат демпинговать, то зарплаты просядут. Я уверена, что работодатели в большинстве своём готовы платить на прежнем уровне.
Константин Скачков, директор агентства GLAGER Agency:
Сейчас ведем набор PR-специалистов, сокращали в 2020—2021 году в период пандемии, когда перспективы профессии были, мягко говоря, непонятны. Сейчас – наоборот, должность пиарщика снова входит в тренд. Кардинальные изменения на рынке интернет-рекламы (запрет популярных социальных сетей, перебои в работе других и неясные перспективы популярных видеохостингов) повысили значимость пиар-специалистов. Повысилась и значимость классических СМИ и традиционных медиа.
Логика проста – в социальных сетях, особенно в раскрученных, не всегда нужно присутствие пиар-специалиста (хотя это и неправильно). А вот в СМИ, на федеральных телеканалах любому спикеру необходимо сопровождение специалиста. И рынок это уже понимает, но пока не готов к этому.
Уровень оплаты пиар-специалистов не растет, компании сокращают расходы и начинают по традиции с «затратных статей» – маркетинг и пиар. Многие руководители находятся в плену заблуждений, считая, что сейчас вырастет уровень безработицы, и «куда им деваться»? Да, но только не в пиаре.
Есть и другая сложность. Сейчас разрушены многие привычные и эффективные способы коммуникаций. Стратегии продвижения, разработанные и согласованные в конце прошлого года, потеряли свою актуальность в феврале текущего года. И ценность пиар-сотрудника сейчас – умение перестроится, найти новые каналы, и вспомнить совсем старые. Поэтому в поиске пиар-специалиста советую обратить внимание на анкеты соискателей старше 40 лет. Их минусы (консервативность и приверженность традиционным методам продвижения) теперь превратились в плюсы.
Если говорить лично обо мне и об агентстве, то в последнее время все больше приходит новых проектов на пиар-сопровождение и новых запросов. Более того, найти хорошего пиар-специалиста (даже среднего уровня) стало намного сложнее, чем еще полгода назад.
Анастасия Володина, заместитель исполнительного директора по организационному развитию в PR-агентстве «Идеи&Решения»:
В прошлом году агентство стремительно развивалось, в месяц приходило по несколько крупных проектов, поэтому мы постоянно были в поиске новых PR-специалистов. Сегодня ситуация изменилась в связи с тем, что многие бренды снизили свои маркетинговые активности и заняли «выжидающие» позиции. В связи с этим наше агентство пошло по пути оптимизации внутренних ресурсов. В первую очередь мы грамотно распределили проекты между уже имеющимися специалистами, что позволило избежать сокращения штата. Новых сотрудников мы продолжаем искать, но, конечно, не так активно, как раньше. Сейчас поиск направлен скорее на комплексных PR-специалистов, у которых есть одновременно большой опыт и в SMM, и в Media relations. Что касается размера оплаты труда работников – предложения по зарплате не меняли, они по-прежнему остаются в рынке.
Айта Лузгина, проектный директор digital-агенства «Интериум»:
Мы достаточно известное агентство, к нам и раньше обращались потенциальные соискатели вне зависимости от того, есть ли у нас вакансии или нет. Нам на общую почту приходили запросы вроде таких: «Вот моё резюме, хочу у вас работать, пригласите на собеседование». В начале марта этих заявок стало очень много. Мы начали думать, что происходит: компании сокращают количество персонала или заказчики отказываются от услуг агентств и от работы своих сотрудников, которые занимаются PR и digital-маркетингом? Поэтому мы решили провести исследование.
Опросили более 120 коммуникационных агентств, чтобы понять, что происходит на кадровом рынке. Привлекли к исследованию сервис HeadHunter, и они поделились данными о вакансиях и резюме до и после 24 февраля.
Нельзя с уверенностью сказать, что эпоха рынка соискателя окончилась, и надо быть скромнее, но предпосылки к этому есть. У нас, как у агентства, выбор действительно больше: если у нас есть определённый дедлайн на закрытие вакансии (обычно это 3-4 недели), то сейчас это можно сделать гораздо быстрее, потому что поступает очень много заявок.
Если раньше на вакансию руководителя проекта приходило 50 откликов в месяц, то сейчас на ту же вакансию поступает 50 откликов в день. То же самое касается рядовых позиций. Люди сильно снижают зарплатные ожидания. Я проводила несколько собеседований с опытными специалистами, которые готовы упасть в зарплате на 30%/40%/50%. Им сейчас важнее найти работу и, если они будут справляться со своими обязанностями, то, когда ситуация изменится, их зарплата может вырасти.
Некоторые соискатели говорят на собеседованиях, что они раньше получали офферы и уходили с работы, имея их на руках, но эти офферы были отменены. Это значит, что компании-работодатели отказались либо от направления, либо от запусков новых проектов, либо от найма новых людей в пользу того, чтобы перераспределить текущие задачи между существующим персоналом.
Анна Матвеева, PR-специалист ООО ФК «Содружество»:
Я активно занималась поиском работы в пиаре осенью 2021 года и весной 2022 года. По моим наблюдениям, вакансий действительно стало ощутимо меньше, но, на мой субъективный взгляд, это не особенно сильно мешает найти работу специалисту с головой и опытом.
Осенью где-то 2/3 вакансий были от небольших компаний, которые не хотят или пока не имеют возможности много платить и не до конца представляют, чем вообще занимается пиарщик. Это те вакансии, которые периодически обсуждают в профессиональных чатиках. Когда за 40-60 тысяч в месяц, а то и меньше, работодатель ищет сотрудника, который будет делать вообще все: и пиар, и смм, и контекстную рекламу настраивать, и имейл-рассылки, и маркетинговую стратегию разрабатывать, и обрабатывать полученные лиды. Человек-отдел 🙂
Вакансий в агентствах тоже стало появляться меньше, это действительно существенный минус. А вот более крупные компании, у которых выстроен маркетинг и есть понимание, что такое пиар и для чего он им нужен, как искали сотрудников, так и ищут, новые вакансии регулярно появляются. Но таких хватает не на всех, поэтому конкурс на них выше.
Ольга Гануленко, руководитель агентства стратегического маркетинга Gorchizza:
Сокращение вакансий – это, к сожалению, естественный процесс в связи с изменениями рынка и уходом крупных компаний. Но не вижу в этом ничего кардинально нового и страшного, потому что качественные специалисты в сфере PR и рекламы понадобятся тем компаниям, которые займут освободившиеся ниши.
Плохо будет только тем, кто узко «заточен» или плохо умеет перестраиваться, потому что в крупных компаниях с большими рекламными бюджетами работать всегда проще. А придется работать с молодыми и маленькими организациями, которые и сами не совсем понимают, что такое реклама, PR, маркетинг, как этим пользоваться и где брать на это деньги. Тем не менее, эти клиенты будут искать специалистов и строить новые рынки.
Материал подготовила редактор Mediabitch.ru Александра Колпакова