Сегодня с большим удивлением прочитала в чудесном интервью с редактором русского Tatler, что английскому «Татлеру» исполнилось 302 года! Это нормальная дата для тех, кто производит сталь, медь, спортивную обувь, одежду, но не СМИ, тем более глянцевое. В мире таких долгоживущих журналов очень немного, поэтому я тут решила немного рассказать об истории журнала Tatler и всех его жизненных перипетиях, другим в назидание.
Основателю «Татлера» — британцу Ричарду Стилу как-то раз пришло в голову основать журнал, который бы печатал сплетни и слухи, подслушанные в самых разных кафешках Лондона. Для того, чтобы не упустить ни одну интересную новость, но слухам, у Стила была разветвленная сеть информаторов, все дни и ночи в этих кафешках зависавшая и подслушивающая чужие разговоры. При этом, Стил отдавал себе отчёт, что хочет абстрагироваться от темы политики (такой популярной в Англии того времени) и сфокусироваться именно на светской жизни английских аристократов. Надо признать, Стил сильно рисковал — в приличном обществе считалось недопустимым марать бумагу сплетнями, однако, журнал очень скоро приобрёл страшную популярность. Оригинальный «Татлер» выходил три раза в неделю, на протяжении двух лет — с 12 апреля 1709 по 2 января 1711. После выхода последнего номера оригинального «Татлера», Ричард Стил и его соратник по издательскому бизнесу Джозеф Эдиссон стали сооснователями другого ныне известного журнала о сплетнях (правда, в этот раз политических) — «The Spectator».
Спустя три месяца после выхода первого выпуска оригинального «Татлера», неизвестная дама (а может быть и вовсе не дама), пользующаяся псевдонимом Mrs. Crackenthorpe опубликовала первый выпуск так называемого Female Tatler («Женский Татлер»). За время существования журнала, мир так и не узнал достоверно, кем же на самом деле была эта миссис. Во истину — настоящая сплетница того времени. Журнал под руководством неизвестной издавался недолго — с 8 июля 1709 по 31 марта 1710.
Но на этом история «Татлера», как вы можете догадаться, не закончилась. В 1711 году человек, выпускавший лондонский «Татлер» в Эдинбурге, 13 января 1711 года решил делать свой собственный «Татлер». Разные версии «Татлера» издавались на протяжении всего 18-го века, однако выпускались весьма непродолжительное время.
4 сентября 1830 известный журналист и драматург Ли Хант попытался возродить «Татлер», однако и его хватило ненадолго — журнал издавался до 1832 года.
Таким образом 300 лет — не более, чем красивая цифра, на деле же «Татлер» систематически выпускался лишь с 1979 года, а по-настоящему распространиться смог только после того, как «Татлер» купил Конде Наст.
Нынешний Tatler издается в Великобритании с 1901 года. В первые годы это был еженедельный отчет о балах и благотворительных вечеринках, приправленный светским сплетнями, по которому можно было судить о временах и нравах.
Звездный час Tatler наступил в 70-х годах ХХ века, когда главным редактором стала блистательная журналистка Тина Браун. Под ее руководством Tatler превратился в самый острый, самый модный и самый обсуждаемый британский журнал. Тремя годами позже проект купил издательский дом Conde Nast, который и выпускает его до сих пор.
Сегодня «Татлер» издается во многих странах мира и демонстрирует потрясающую экономическую устойчивость в качестве бизнес-модели. «У нас ограниченная аудитория, и рекламодателям это не может не нравиться. Существует что-то вроде естественного ограничителя количества людей, которые читают наш журнал», — говорит вице-президент Conde Nast Interational Николас Колеридж. Удивительно, но факт — ограничение количества читателей и узкая аудитория сыграла на руку экономическим показателям «Татлера», и даже в самые суровые годы, когда рекламодатели посокращали все бюджеты, и много уважаемых СМИ закрылось по этой причине, рекламный бюджет «Татлера» не дрогнул. Рекламодатель правильно сделал ставку на сливки общества, которые во-первых, журнал как покупали, так и покупают, а во-вторых — они в любом случае остаются лидерами мнений для многих «простых смертных». Ограничивая аудиторию, редакция в результате создала журнал для избранных, и в этом не прогадала. В своем новом приобретении Conde Nast смог воплотить свой известный издательский принцип, с которым идёт по жизни — «Class, not mass».
И вот c 2008 года «Татлер» стал выходить и в России. Насмотревшись на олигархов и их неугомонных жён и подружек на светских вечеринках по всему свету, менеджмент Конде Наст принял решение о запуске проекта в России. Чем, собственно, и признал наличие в нашей стране некоего светского общества.
Своё «трёхсотлетие» Tatler отметил выпуском самого толстого в истории номера журнала — 408 страниц об истории журнала, включая 224 (!)страницы рекламы.
Самое приятное в этом всём, это слова Патришии Стивенсон, издателя журналов Tatler: «Я устала от всей этой шумихи вокруг интернета. Журналы — отличная вещь, которую приятно носить с собой. Думаю, что Tatler в нынешнем виде просуществует ещё 300 лет». С тех пор, конечно, много изменилось, и Татлер не упускает возможности продвинуть свои журналы в цифровом формате. Но главное ведь посыл 🙂
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.