«Я завел канал, что дальше? ». Как использовать Telegram для продвижения бизнеса в 2023 году

С блокировкой многих соцсетей новым каналом взаимодействия с аудиторией стал Telegram, который стал востребованным источником информации и средством коммуникации. У многих экспертов и владельцев бизнеса возник вопрос: как использовать этот инструмент для продвижения и работы бизнеса? Андрей Коннов делится главными правилами и трендами работы с Telegram на будущий год.

Только появившись, Telegram был исключительно площадкой для распространения инсайдов и слухов. Блокировка популярных социальных сетей вынудила больших блогеров, экспертов и лидеров мнений обратить внимание на новый канал коммуникации. Им пришлось привести за собой аудиторию в Telegram, чтобы компенсировать просадку в других каналах.

Удалось это, как правило, тем, кто держал интерес у своих подписчиков и приспособился к публикации контента в новом формате. Таким образом, аудитория мессенджера расширилась, а границы размылись. А значит, что практически любой бизнес имеет право на внимание в Telegram.

За что многие не любят ВКонтакте? За умную ленту, в которой показываются не посты друзей и любимых пабликов, а публикации влиятельных и сильных групп, на которые вы подписаны. Telegram такой технологии лишен, но это его плюс. Здесь открывается простор для работы вашего бизнеса и личного бренда. Чем регулярнее вы будете публиковать посты, которые находят отклик у вашей аудитории, тем больше вероятность, что именно ваш канал будут искать первым при переходе в мессенджер.

Как привлечь первых подписчиков

Первые 200 подписчиков в свой канал можно добавить «руками». Если у вас есть телефоны важных людей, контакты знаковых фигур бизнеса, вы можете просто подписать их на себя через адресную книгу, а затем для набора аудитории дополнительно «залить» подписчиков. Если человек подписан одновременно на 20-30 Telegram-каналов, он не обратит внимания, что его куда-то добавили.

Со временем, когда вы начнете публиковать посты, подписчик станет читателем, если только не нажмет кнопку «покинуть канал». Такой способ даст шанс привлечь исключительно целевую аудиторию и создаст иллюзию развитого действующего Telegram-канала. Пренебрегать этим методом не стоит, ведь в борьбе за развитие бизнеса важно использовать любые легальные инструменты.

С Telegram’ом в кармане

Как и в других социальных сетях, в Telegram есть реклама. Но подход к ее размещению в мессенджере должен быть особенно продуманным. Обращаясь к администраторам крупных каналов, нужно понимать, что владельцу крупного или даже среднего бизнеса, выставят счет в несколько раз больше обычного. Будучи специалистом в конкретной сфере, заведите (или перекупите) профильный канал, о котором будете знать только вы. Не пожалейте сил на его развитие: публикацию качественного контента и привлечение подписчиков. В вашем «карманном» Telegram-канале вы можете публиковать новости о своей компании и продукте в том числе, но это будут не рекламные посты, а исключительно информационные.

Дальше действует такая технология: вы публикуете пост с нативной рекламой о себе, затем обращаетесь в более крупный профильный или общеинформационный канал с предложением взаимного или платного репоста. Таким образом вы представляетесь уже не большой компанией, которая занимается, например, IT-разработками, а небольшим каналом. Администраторы поймут, что много денег с Вас не заработать, и снизят цену как для своего коллеги, развивающего небольшой Telegram-канал. В некоторых случаях так можно сбить цену в 2-3 раза.

Большая сеть

Во время развития ВКонтакте было популярно заводить сетку различных пабликов и продавать в них рекламу. Сейчас эта модель начала работать еще интенсивнее в Telegram. Человек заводит сеть каналов, например, о строительстве, и продает рекламу сразу на нескольких площадках. Во ВКонтакте эта модель не прижилась из-за появления централизованной рекламной биржи, с помощью которой покупаются посты и размещается таргетированная реклама. В Telegram такой биржи нет. Кроме того, у мессенджера нет внутреннего встроенного каталога каналов, но есть сервис TGStat, который помогает отсортировать каналы по предпочтениям. Это значит, что выбрать понравившийся канал для рекламы проще.

Более того, сейчас отлично работают отраслевые телеграм-каналы. С ними происходит то, что в начале 2010-х происходило с отраслевыми СМИ. В этих каналах, как правило, на 80% есть аудитория, которую ищут представители той или иной отрасли. И аудитория готова покупать. Вы можете уверенно давать рекламу компании, занимающейся дачным строительством, в Telegram-канале, посвященном декору сада. Или продавать высоковольтные кабели в канале, посвященном энергетике.

Как работать с сетью каналов в Telegram

Представьте, что вы контролируете небольшую сетку каналов. Один из них посвящен новостям вашей отрасли, другой – событиям в городе, третий – ваш личный канал, а четвертый – канал компании. Вы можете дешево закупать рекламный трафик для первых двух каналов у блогеров, а затем переливать его в другие свои ресурсы уже бесплатно. Для новостных каналов это всегда дешевле, чем для компаний.

Так вы получите большой приток новых пользователей, например, объединенных только местом жительства. Допустим, вы ведете канал про новости в Санкт-Петербурге, и по рекламе приходят подписчики крупного канала именно из Северной столицы. Далее в своем новостном канале вы размещаете рекламу отраслевого Telegram-канала. На него начинают подписываться не просто люди, которые живут в СПб, а, например, только строители или только дизайнеры из этого города.

Следующим шагом вы уже в собственном отраслевом канале размещаете рекламу личного канала директора, шеф-дизайнера, рекомендуя подписаться, чтобы узнать больше профессиональных хитростей. Такие посылы всегда работают. После этого важно сделать акцент на команде. Можно отметить, что некоторые используемые вами методики в работе имеют авторство всего коллектива, в котором работают такие же профессионалы, как вы. Таким образом, личный бренд распространяется на корпоративный блог, куда начнет переходить новая аудитория. До этого шага мало кто доходит, а зря.

Стоит ли говорить, что среди вашей аудитории, которую вы пригоните из чужого информационного канала, будут и админы других Telegram-ресурсов. А это значит, что возрастет и количество репостов сообщений вашей информационной сетки. А чем больше репостов, тем больше подписчиков, ведь люди подписываются на каналы с интересными новостями. Прогоняя читателей через всю сетку, усиленную персональным каналом, вы получаете новые точки касания с клиентами и аудиторией. Более того, вас будут читать чиновники, представители регулятора, топ-менеджеры конкурентов, которые тоже подпишутся рано или поздно, если новости будут по их профилю. Отчасти вы начнете формировать тот информационный пузырь, в котором живет ваша аудитория.

Безопасность превыше всего

Одним из трендов, который перекочевал в Telegram из СМИ, стали информационные рейдеры. В нулевых годах бывшие SEO-специалисты и журналисты регистрировали порталы, так называемые «компроматки», где размещали негативную информацию о конкурентах или любых компаниях, предлагая им же купить для себя «иммунитет» от таких публикаций. Сейчас владельцы некоторых сеток каналов могут предложить вам то же самое. Важно понимать, что это незаконная деятельность, которая может расцениваться как вымогательство. Бороться с этим можно и нужно.

Заплатив единожды, например, за «блок» на негативные упоминания себя в одной сетке каналов, скорее всего Вы прочтете информацию о себе в негативном контексте, но уже в другой сетке каналов. Это объясняется тем, что один человек (или агентство) может контролировать сразу несколько сетей. А значит, и вымогать деньги за отказ от публикации негатива уже от имени разных людей, контролирующих различные ресурсы.

Если раньше целями таких атак становились чиновники федерального уровня, владельцы среднего и крупного бизнеса, то сегодня информационные рейдеры все чаще предпочитают нападать на малый и средний бизнес, используя сетки местных Telegram-каналов. Кроме того, их мишенями становятся руководители окологосударственных компаний. Такое смещение акцентов говорит о том, что злоумышленники боятся мести со стороны высокопоставленных жертв и опасаются быть вычисленными.

О короле всех форматов 

Что точно останется неизменным и будет только развиваться в Telegram? Видео-формат. Но если раньше он был востребован как «эксклюзивные видео», «съемки скрытой камерой», «видео-пруфы», то сейчас, с увеличением аудитории, этот тренд изменился. Востребованы любые короткие динамичные видео. Если же мы говорим о развитии информационных каналов, то это как правило видеозаписи ЧП, драк, происшествий. И это логически вполне объяснимо. По статистике самыми читаемыми рубриками на информпорталах остаются рубрики «происшествия» и «криминал». Их трафик всегда будет в разы больше. Это объясняется тем, что о плохих новостях всегда подспудно хочется говорить больше, чтобы предупредить читателя. Это же справедливо и в Telegram, реклама канала за счет освещения подобных новостей более эффективна и приводит больше подписчиков.

Важно помнить и другой момент, наш век это – «время торопящегося визуала». У людей нет возможности читать и воспринимать большие тексты. А длинные видео мы смотрим в формате сериалов. Формат Stories и Reels в запрещенных соцсетях собирают больше просмотров, чем длинные текстовые посты. Поэтому важно, чтобы видео, которые Вы снимаете, были короткими.

И еще один тренд, который пришел в Telegram из YouTube-блогинга, это персональные видео, снятые блогером для пользователей. В них Вы описываете ситуации, в которых может оказаться каждый ваш подписчик, и даете поэтапные шаги решений. Это всегда резонирует у аудитории.  

Об авторе: Андрей Коннов, генеральный директор коммуникационного агентства Konnovmedia