5 уроков пиара от Павла Дурова

«Ну что, телеграм работает?» С этого вопроса вот уже несколько дней начинается рабочий день у многих людей, чья деятельность связана с коммуникациями и digital. Разные сервисы аналитики спорят о том, упала ли аудитория мессенджера или осталась такой же после блокировок, а соцсети лопаются от мемов о «Роскомпозоре». 

Отношение к владельцу телеграма Павлу Дурову всегда было неоднозначным, тем не менее, нельзя отрицать, что последний скандал с телеграм пошел его имиджу только на пользу. Мы решили проанализировать события последних месяцев с точки зрения PR, и сформулировать, как же ему это удалось?

1. Будь нонконформистом и оставайся в образе

Во все времена людей подкупал образ борца с системой, то и дело эта тема всплывает в кинематографе, литературе, политике. Такой же образ выбрал себе Павел Дуров — отстаивание своих убеждений вопреки системе, правилам и даже законам. Во времена, когда большинство крупных бизнесменов идут с государством на любые сделки, чтобы продолжать беспрепятственно получать прибыль и вести дела, Павел выбрал иной путь.

Юный бунтарь от IT-бизнеса завоевал сердца миллионов людей, которым не хватает реального, но не политизированного героя, того, кто идет против течения. Для подобных решений нужна смелость и крайняя уверенность в том, что ты не проиграешь, что опять же вызывает если не всеобщую любовь, то крепкое уважение. Многие в шутку отмечают внешнее сходство Дурова и Киану Ривза в образе Нео из «Матрицы», а ведь фильм как раз о борьбе с системой.

2. Не мешай противнику ошибаться, это невежливо

За неделю до объявления о блокировке телеграм его пользователи гадали о судьбе любимого мессенджера. Означало ли это финал его работы в России, ведь намерения у Роскомнадзора крайне серьёзные. День суда настал, Роскомнадзор сорвался с цепи и начал гонять дубиной воробья в поле. Досталось всем: Google, Amazon и сотни других компаний стали невольными участниками цифровой войны. Чиновники рапортуют о 16 млн заблокированных IP-адесов, а на работе телеграм это никак не сказалось. Да, местами сбоило, кто-то стал использовать прокси и VPN, но мессенджер продолжает свою работу, как ни в чем не бывало.

В это время Дуров не стал глумиться над своими оппонентами, а лишь продолжил отстаивать свою позицию, не уходя в полемику. И вышло так, что сам Дуров остался в стороне, а негатив Роскомнадзор начал получать от крупнейших цифровых гигантов, крупного и малого бизнеса, обыкновенных пользователей мессенджера, и от всех сочувствующих. Социальные сети моментально наводнили мемы и видеоролики о безуспешной борьбе Роскомнадзора с популярным мессенджером.

Главный участник этой войны не получил ни одной претензии, продолжив твёрдо стоять на своём, и снова выиграл.

3. Будь щедрым

Вскоре после начала блокировки Telegram Павел Дуров объявил о том, что выплатит миллионы долларов из личных средств биткоин-грантами администраторам proxy и VPN. На фоне того, как РКН наносит всем вред и убытки, Павел открыто заявляет о том, что поддержит своих союзников не только тёплыми словами, но и серьёзными инвестициями. Красавчик!

За день до этого Павел Дуров предложил логотип «цифрового сопротивления» — привычную всем собаку «Вконтакте» под капюшоном. На следующий в ВК появились тематические подарки с этой собакой, а сам логотип запостили к себе все сочувствующие.

4. Больше горячих фото

В прошлом году Дуров уже вызвал резонанс фотографиями своего обнаженного торса, когда бросил всем #PutinShirtlessChallenge. И не случайно именно сейчас появилась фотосессия Дурова в пустыне, что дало простор создателям развлекательного контента. В 90% случаев Дурова изображали мускулистым героем, который встал на борьбу с несправедливостью и выступает на стороне «сил света». Особенно много мемов с появилось в связке со скорой премьерой фильма «Мстители: Война бесконечности». Такой ход позволил немного разрядить обстановку и подогреть интерес к теме борьбы с Роскомнадзором.

5. Собирай армию и вооружай её

22 апреля в десятках городов России прошла акция #sundaypaperplane. Каждый, кто хотел поддержать Telegram и свободный интернет, должен был запустить из окна бумажный самолётик в 19 часов. Точное количество выпущенной из окна макулатуры подсчитать невозможно, но в социальных сетях появилось множество фотографий с бумажными самолетиками.

Этот ход снова позволил создать шум вокруг ситуации с блокировкой телеграм, СМИ пестрели заголовками, а информация об акции разлеталась по пабликам с молниеносной скоростью. Забавно, что креатив этот давно не новый  — он уже демонстрировался в трейлере отечественного фильма по комиксам Bubble Studios «Майор Гром: Чумной доктор».

Последнюю неделю Павел Дуров снабжает контентом и вирусными инфоповодами весь рунет, автоматически приобретая себе новых сторонников и фанатов. От этой информационной войны выигрывают и отечественные пиарщики и SMM-щики, которые активно используют каждый чих о телеграме в своих целях, пока тема ещё жива.

Благодаря безошибочным пиар-активностям Павел Дуров выигрывает войну за имидж и репутацию, пока его оппоненты раз за разом плюхаются в лужу и не могут адекватно донести свою позицию до общественности. В её глазах Дуров — герой. До тех пор, пока не появятся вопросы: «А вдруг Павел все-таки кому-то передал ключи?» и «Как все разрешалось с другими странами?»

Об авторе: Александр Сафронов, пресс-секретарь сервиса Callibri