Решил написать этот текст, увидев замечательное интервью с Ольгой Дементьевой про рынок труда в стратегических коммуникациях. Зацепила фраза «PR сегодня становится намного шире: во многих случаях PR стал выполнять функцию фактически бизнес-девелопмента».
Раньше я, как человек из PR и маркетинга, помогал организациям развиваться. Сейчас мне стали интереснее более глобальные задачи. Одни их называют стратегическими коммуникациями, другие — развитием бизнеса. Кто-то и так знает, что это про PR и маркетинг. Но есть и те, кто не понимает, причем здесь люди нашей профессии.
Итак, почему нормальные коммуникации – это не только пресс-релизы и блоггеры?
1. Запрос на коммуникации — это запрос на развитие
В этом году я много консультирую приятелей, как правило, владельцев компаний малого и среднего бизнеса. Но не столько по продвижению, сколько по бизнес-девелопменту.
Пример. Владелец нишевого туристического бренда, пришел за продвижением. Я мог посоветовать только рекламные инструменты. Но я еще и написал сотне его потенциальных клиентов из числа моих друзей. И возобновил его знакомство с крупнейшим туристическим брендом. В результате, кроме рекламы, «большой» привел к нему новых туристов, они делают совместный продукт, и у него прямые клиенты от меня.
Далее, мой бывший театральный режиссер рассказал мне, что открывает студию на Мясницкой. У меня складывается пазл, и я знакомлю его с бывшими клиентами из Высшей школы экономики. Это его соседи, которые учат его потенциальных клиентов. А владельцу другого образовательного учреждения я также помогаю с кандидатурами педагогов и новыми направлениями обучения студентов.
Да, агентству на этом было бы сложнее заработать. Но почему бы не помочь клиенту?
2. Наша аналитика — это драйвер роста, причем, роста «устами клиента»
Возьмем ряд клиентов моего бывшего агентства «Новый интернет». Департамент транспорта Москвы читал наши мониторинги соцсетей, и, к примеру, отменял парковку на Тверской. Сеть ресторанов KFC тоже использует мониторинг покупательских предпочтений в работе своих департаментов. А исследование для одного ИТ-бренда мы вообще делали про цены, адекватность дистрибьюторов, удобство их сайта и чуть ли не все остальные аспекты его работы.
Обратная связь от потребителей помогает организациям развиваться. Наша функция – найти её, хорошо упаковать и донести «куда следует». То есть, после клиентов, главная.
3. Пиарщик – точка входа в компанию
Большинство пиарщиков, особенно известных компаний и организаций, обычно осаждают просьбами познакомить с их коллегами. По опыту, здесь каждый конкретный специалист из пиара решает для себя, он про это или нет. Но я очень часто вижу прямую связь между его желанием помогать в таких вещах – и его, извините, профессиональной компетенцией в «чисто PR» делах. Поскольку это все про ответственность сотрудника.
4. Мы многих (и много) знаем
Люди из коммуникаций, даже если у них не очень высокая позиция по внутренней иерархии, обычно общаются с первыми лицами своих организаций. Поэтому им часто проще решать проблемы на самом верху.
На этом можно и деньги зарабатывать. Однажды я познакомил один маленький бизнес с большим, и они даже договорились о цене покупки «малыша» — но это все-таки были люди из коммуникаций.
Бывает круче. Есть у меня знакомый в PR, у которого был контракт с одним девелопером. Формально про коммуникации. А реально — тот раз в год находил клиенту в Москве участок под новый проект. Пиарщик! Девелоперу! Участок!
5. Мы можем совершенствовать работу других подразделений компании
Наконец, про коллег внутри компании, которым мы помогаем развиваться. Но не в продвижении себя, а в основной работе. Например, внедряя онлайн-инструменты.
Да, можно просто вести сообщества, делать мониторинги и работать с лидерами мнений. А можно и шире посмотреть.
Еще в «нулевых» мы в «ВымпелКоме» видели онлайн-промо и вне маркетинга с PR — у нас были проекты с HR, обслуживанием клиентов, дизайном продуктов. Мы даже пытались предлагать инструменты продажникам и давать советы некоторым другим направлениям бизнеса – по ценообразованию, например.
Там немногое получилось, если честно — но я видел потенциал. Поэтому уйдя в свой бизнес в 2009-м, решил, что будем про изменения в бизнесе через онлайн-среду, а не про «обычный», еще тогда молодой, но уже неоднозначный, SMM. Рынок к этому готов не был, наша команда, или что-то третье? В-общем, делать пришлось на 95% «классику».
Но (увы) сколько предложений «в стол» мы сделали про, например, онлайн-сообщества и программы лояльности (FMCG, спортивная ассоциация), совместные продукты с соцсетями (розничный банк), бизнес-школу вокруг блога топ-менеджера (российский производитель алкоголя). Жаль, что отношение людей из маркетинга и PR ко всем этим историям редко было столь же заинтересованным – так что сделано было очень немного.
Вместо заключения
Что изменилось в 2015м? Переросли ли все это люди, которые ищут специалистов по коммуникациям? Стали ли менеджеры на местах мыслить шире своих непосредственных обязанностей? Я знаю примеры и в бизнесе, и у чиновников, и в творческих коллективах.
С другой стороны, я недавно встречался с ребятами, которые делают новое агентство на базе крутого холдинга. Я им про то, как развиваться, например, через их интернет-проекты. Чтобы идея «новое агентство, в кризис, и не демпинговое» получило больше ответов на вопрос «чем удивлять будете»? А они мне – «скажите, как попасть в «Ведомости», если это задача клиента?» и «какой у вас был средний абонент на SMM»?
Мероприятия, SMM, продажи, новый продукт, ценообразование, закон или управленческий консалтинг — это все коммуникации. И развитие. Давайте не замыкаться на том, что нам проще продавать, что у нас лучше получается, и на что есть тендер.
В конце концов, так определенно интереснее.
Константин Максимюк,
основатель агентства «Новый интернет» (часть ГК «КРОС»), автор книги «Новый интернет для бизнеса», автор проекта «Где мое лето», владелец «Студии Мюк»
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.