5 доказательств того, что коммуникации — это развитие

Решил написать этот текст, увидев замечательное интервью с Ольгой Дементьевой про рынок труда в стратегических коммуникациях. Зацепила фраза «PR сегодня становится намного шире: во многих случаях PR стал выполнять функцию фактически бизнес-девелопмента».

Раньше я, как человек из PR и маркетинга, помогал организациям развиваться. Сейчас мне стали интереснее более глобальные задачи. Одни их называют стратегическими коммуникациями, другие — развитием бизнеса. Кто-то и так знает, что это про PR и маркетинг. Но есть и те, кто не понимает, причем здесь люди нашей профессии.

Итак, почему нормальные коммуникации – это не только пресс-релизы и блоггеры?

1. Запрос на коммуникации — это запрос на развитие

В этом году я много консультирую приятелей, как правило, владельцев компаний малого и среднего бизнеса. Но не столько по продвижению, сколько по бизнес-девелопменту.

Пример. Владелец нишевого туристического бренда, пришел за продвижением. Я мог посоветовать только рекламные инструменты. Но я еще и написал сотне его потенциальных клиентов из числа моих друзей. И возобновил его знакомство с крупнейшим туристическим брендом. В результате, кроме рекламы, «большой» привел к нему новых туристов, они делают совместный продукт, и у него прямые клиенты от меня.

Далее, мой бывший театральный режиссер рассказал мне, что открывает студию на Мясницкой. У меня складывается пазл, и я знакомлю его с бывшими клиентами из Высшей школы экономики. Это его соседи, которые учат его потенциальных клиентов. А владельцу другого образовательного учреждения я также помогаю с кандидатурами педагогов и новыми направлениями обучения студентов.

Да, агентству на этом было бы сложнее заработать. Но почему бы не помочь клиенту?

2. Наша аналитика — это драйвер роста, причем, роста «устами клиента»

Возьмем ряд клиентов моего бывшего агентства «Новый интернет». Департамент транспорта Москвы читал наши мониторинги соцсетей, и, к примеру, отменял парковку на Тверской. Сеть ресторанов KFC тоже использует мониторинг покупательских предпочтений в работе своих департаментов. А исследование для одного ИТ-бренда мы вообще делали про цены, адекватность дистрибьюторов, удобство их сайта и чуть ли не все остальные аспекты его работы.

Обратная связь от потребителей помогает организациям развиваться. Наша функция – найти её, хорошо упаковать и донести «куда следует». То есть, после клиентов, главная.

3. Пиарщик – точка входа в компанию 

Большинство пиарщиков, особенно известных компаний и организаций, обычно осаждают просьбами познакомить с их коллегами. По опыту, здесь каждый конкретный специалист из пиара решает для себя, он про это или нет. Но я очень часто вижу прямую связь между его желанием помогать в таких вещах – и его, извините, профессиональной компетенцией в «чисто PR» делах. Поскольку это все про ответственность сотрудника.

4. Мы многих (и много) знаем

Люди из коммуникаций, даже если у них не очень высокая позиция по внутренней иерархии, обычно общаются с первыми лицами своих организаций. Поэтому им часто проще решать проблемы на самом верху.

На этом можно и деньги зарабатывать. Однажды я познакомил один маленький бизнес с большим, и они даже договорились о цене покупки «малыша» — но это все-таки были люди из коммуникаций.

Бывает круче. Есть у меня знакомый в PR, у которого был контракт с одним девелопером. Формально про коммуникации. А реально — тот раз в год находил клиенту в Москве участок под новый проект. Пиарщик! Девелоперу! Участок!

5. Мы можем совершенствовать работу других подразделений компании

Наконец, про коллег внутри компании, которым мы помогаем развиваться. Но не в продвижении себя, а в основной работе. Например, внедряя онлайн-инструменты.

Да, можно просто вести сообщества, делать мониторинги и работать с лидерами мнений. А можно и шире посмотреть.

Еще в «нулевых» мы в «ВымпелКоме» видели онлайн-промо и вне маркетинга с PR — у нас были проекты с HR, обслуживанием клиентов, дизайном продуктов. Мы даже пытались предлагать инструменты продажникам и давать советы некоторым другим направлениям бизнеса – по ценообразованию, например.

Там немногое получилось, если честно — но я видел потенциал. Поэтому уйдя в свой бизнес в 2009-м, решил, что будем про изменения в бизнесе через онлайн-среду, а не про «обычный», еще тогда молодой, но уже неоднозначный, SMM. Рынок к этому готов не был, наша команда, или что-то третье? В-общем, делать пришлось на 95% «классику».

Но (увы) сколько предложений «в стол» мы сделали про, например, онлайн-сообщества и программы лояльности (FMCG, спортивная ассоциация), совместные продукты с соцсетями (розничный банк), бизнес-школу вокруг блога топ-менеджера (российский производитель алкоголя). Жаль, что отношение людей из маркетинга и PR ко всем этим историям редко было столь же заинтересованным – так что сделано было очень немного.

Вместо заключения

Что изменилось в 2015м? Переросли ли все это люди, которые ищут специалистов по коммуникациям? Стали ли менеджеры на местах мыслить шире своих непосредственных обязанностей? Я знаю примеры и в бизнесе, и у чиновников, и в творческих коллективах.

С другой стороны, я недавно встречался с ребятами, которые делают новое агентство на базе крутого холдинга. Я им про то, как развиваться, например, через их интернет-проекты. Чтобы идея «новое агентство, в кризис, и не демпинговое» получило больше ответов на вопрос «чем удивлять будете»? А они мне – «скажите, как попасть в «Ведомости», если это задача клиента?» и «какой у вас был средний абонент на SMM»?

Мероприятия, SMM, продажи, новый продукт, ценообразование, закон или управленческий консалтинг — это все коммуникации. И развитие. Давайте не замыкаться на том, что нам проще продавать, что у нас лучше получается, и на что есть тендер.

В конце концов, так определенно интереснее.

 

Снимок экрана 2015-06-29 в 14.09.20Об авторе: 

Константин Максимюк, 

основатель  агентства «Новый интернет» (часть ГК «КРОС»), автор книги «Новый интернет для бизнеса», автор проекта «Где мое лето», владелец «Студии Мюк»