Начитавшись очередных новостей о сокращениях пиарщиков из-за кризиса, Мария Бубнова не смогла больше терпеть и написала нам колонку о том, почему в кризисные времена нужно не метаться в панической атаке, схватившись за голову, а стараться обернуть кризис себе на пользу. И даже поделилась своими наработками в этом вопросе. Получилось честно и по делу.
В последнее время в социальных сетях появляется все больше постов от сокращенных и ищущих новую работу пиарщиков, а в профильных сообществах полным ходом идут дискуссии специалистов по связям с общественностью о том, как их не понимает или недооценивает руководство.
Почему это происходит?
В любой кризис руководство компании будет до последнего держать отделы, которые приносят деньги и считают/оптимизи
Про какой имидж можно говорить, когда вопрос стоит о выживании компании в условиях экономической нестабильности?
Эффективность работы многих пиарщиков средних и небольших компаний в кризис падает. Особенно сейчас: на фоне новостей об Украине, санкциях, росте валют и громких убийствах политиков даже хорошо состряпанные информационные поводы «средней рыбешки» уже не так привлекают журналистов (число которых тоже заметно поредело) как в старые, сытые и спокойные времена.
Еще одна печальная для пиарщиков новость, не связанная с кризисом — журналисты и боссы средних и небольших компаний умнеют на глазах. PR-специалист как посредник в общении им больше не нужен.
Многие журналисты сейчас могут мастерски пробить стену из самых дубовых секретарей и отлично общаются со спикерами в социальных сетях. Руководители нового поколения понимают важность и нужность коммуникаций, обладают харизмой, прекрасно формулируют свои мысли и получают удовольствие от рассказа о своем детище.
После раскрутки и попадания в информационное поле CEO стартапа или директор среднего бизнеса сам может пиарить себя и свой продукт. Конечно, заоблачных высот он не достигнет, но упоминания о нем периодически будут появляться в прессе и без пиарщика. Ресурсы, подобные Pressfeed, позволяют наладить media relations любому новичку, у которого есть интересный контент, вне зависимости от знакомств в редакциях и дружбы с журналистами.
Что делать PR-специалисту?
Как в такой ситуации быть PR-специалисту, работающему в стартапе, среднем или малом бизнесе?
-
Приносите компании деньги
Самый простой способ сохранить свое место – начать приносить компании деньги. Это может быть разработка новых услуг, платный контент или супер-поддержка, совместная работа с сейлзами или мероприятие не для СМИ, а для вип-клиентов.
Я работаю в онлайн-трэвел агентстве, 90% продаж которого приходится на авиабилеты. С началом кризиса я тоже почувствовала снижение внимания СМИ к нашим ранее шедшим на ура информационным поводам. В освободившееся от постоянных ответов на запросы журналистов время я решила поближе познакомиться с авиакомпаниями – основными поставщиками наших услуг.
Выяснилась, что они также страдают от кризиса и от возрастающей конкуренции по многим авиа направлениям и заинтересованы в поднятии продаж любым путем. Таким образом мы запустили платное продвижение для авиакомпаний на нашем сайте, которое стало приносить компании реальные деньги.
-
Осваивайте новое
Не забывайте, что «коммуникация» гораздо шире, чем PR. Коммуникация важна в продажах, поддержке клиентов, работе с негативом от клиентов, текстах на сайте. В маркетинге есть множество важных задач «на стыке» — непонятно, кто их должен делать.
Если не хотите потерять работу в кризис – самое время осваивать новое.
Просмотрите тексты на сайте вашей компании, следите, как идет работа с негативными отзывами в Интернете и можно ли это улучшить, как выстроена коммуникация с клиентами в email-рассылках, как коммуницируют с потенциальными и существующими клиентами отдел продаж и служба поддержки (возможно, их презентации или типовые письма нуждаются в переработке).
Конечно, коллеги могут упрекнуть, что я размываю обязанности пиарщика, советую распыляться по мелочам и «опускаться ниже плинтуса». Но если в период кризиса пиарщик будет продолжать только писать пресс-релизы и выпрашивать деньги под спецпроекты – назовут ли такого сотрудника незаменимым для малого и среднего бизнеса?
С приходом кризиса мы отказались от услуг подрядчика по email- маркетингу и решили готовить рассылки своими силами. Я решила интегрировать в письма трэвел-аналитику
-
«Нет» негативным инфоповодам
Что делать пиарщику, боящемуся потерять свое место в кризис? Самый простой вариант – перевыполнять KPI по публикациям. У всех кругом спад, а в PR-отделе – рост производительнос
Конечно, в условиях кризиса журналистов можно привлечь свежими данными о падении спроса, подорожании продукции и прочими печальными цифрами. Но что они дадут вашей компании, кроме отпугивания последних клиентов и посева паники на рынке?
Сохраняйте благоразумие и не распространяйте негативные информационные поводы о состоянии рынка. Куда более адекватными темами станут перераспределени
е спроса, рост бюджетных сегментов и разные лайфхаки об экономии.
В разгар роста курсов валют одна организация рассказала СМИ о якобы произошедшем огромном подорожании авиабилетов и не менее огромном падении спроса на них. Естественно, она в момент стала лидером информационного пространства. Но негативный эффект был огромен: в нашу службу поддержки обращались напуганные клиенты, думавшие, что за уже купленный билет им придется доплачивать. В реальности сильного подорожания билетов не было – авиакомпании всегда отслеживают заполняемость борта и когда видят, что спрос на какие-то рейсы низок, вводят промо-тарифы. Именно эту информацию мы и рассказали СМИ.
Мария Бубнова,
PR-директор Biletix.ru.
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.