Продвижение небольших бизнесов в США - это целая отрасль, там в воздухе витает дух предпринимательства, и кажется, что каждый человек рождён для собственного дела. Однако в России история предпринимательства не такая богатая, и новоиспечённый бизнес вынужден пробовать всё на себе методом проб и ошибок. Мы решили попросить Ксению Васильеву из агентства «Мята», специализирующегося на продвижении небольших компаний, рассказать о прописных PR-истинах, которые должен усвоить каждый бизнес, даже если он пока с приставкой «микро-».
Бизнес, независимо от масштаба и амбиций его владельца, требует грамотного позиционирования на рынке и умелого продвижения в той сфере, на которую он ориентирован. Крупному бизнесу проще, ибо бюджет позволяет выделять
N-ые суммы на PR и рекламу. Впрочем, у них другой масштаб, больше проблем, да и последствия ошибок могут быть гораздо серьёзнее. Поэтому ещё неизвестно кому больше повезло 🙂
Но давайте вернёмся к микро-компаниям. Для начала определимся с понятиями. Микробизнес — это небольшие частные компании (часто ИП), с численностью работников до 15 человек и годовой выручкой не более 60 млн. рублей. Это определение даёт нам постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101, и мы будем отталкиваться от него.
Итак, какие инструменты продвижения лучше использовать в рамках ограниченного бюджета? Как добиться доверия клиентов?
Волшебной формулы продвижения, актуальной для всех и каждого, конечно, не существует. Однако на берегу необходимо определить те инструменты продвижения, которые любой бизнес должен усвоить, вне зависимости от того, на каком этапе своего развития он сейчас находится. Мы собрали 11 самых важных инструментов продвижения, без которых, ну никуда.
1. Название компании, логотип, фирменный стиль и слоган
Название — это ваш “флаг”, логотип — “герб”, слоган — “гимн”, фирменный стиль — “конституция”. Все эти элементы должны отражать главную идею вашего бизнеса, запоминаться и формировать ассоциацию с компанией.
2. Визитки
Важная часть имиджа компании. Не стоит экономить на бумаге и печати, ведь это ваше лицо. Используйте оборотную сторону, как мини-площадку для презентации вашей продукции или услуг. Перечислите главное, но не нужно мельчить, пытаясь уместить всё.
3. Сайт
Важно понимать, что сегодня если вас нет в интернете, вас нет вообще. Сайт должен быть наполнен качественными текстами, соответствовать фирменному стилю и быть лёгким в навигации. Крайне желательна адаптивная вёрстка, дабы его легко можно было просматривать с любых устройств. И, конечно, сайт должен чётко и ясно излагать то, что вы предлагаете потенциальному клиенту.
4. Социальные сети
Трудно найти компанию, у которой сегодня нет сообщества в соцсетях, ведь это инструмент прямого взаимодействия с целевой аудиторией. Главное — правильно выбрать соцсеть, без предрассудков. Например, Вконтакте — уже давно не соцсеть для школьников-подростков: 48% пользователей этой Вконтакте - люди 25-44 лет. Пользователи Одноклассников — отнюдь не только женщины за 40: ядро этой соцсети (41%) — люди в возрасте 25-44 лет. В интернете сейчас можно найти не один десяток статей о том, как правильно выбрать соцсеть для продвижения. Эту информацию полезно периодически изучать и применять на практике.
5. Блог компании
Раздел на сайте или отдельная вэб-страница, выбирать вам. Главное — создавать актуальный, интересный и действительно уникальный контент. Пишите о своей продукции или услугах, делитесь успешными кейсами. Не бойтесь рассказывать о неудачах или ошибках: покажите, что вы их заметили, исправили и сделали соответствующие выводы, предлагая клиенту более совершенный продукт.
6. Кросс-маркетинг
Найдите 2-3 компании (не конкурентов) со схожей целевой аудиторией и предложите партнерство в формате “мы вам-вы нам”. Обмен банерами на сайтах, постами в сообществах в соц.сетях, визитками в офисах и тд. Например, у вас дизайн-студия, вы предлагаете клиентам печать в партнерской типографии и наоборот.
7. Взаимодействие со СМИ*
Почему под звёздочкой? Далеко не всем компаниям нужны СМИ. Если вы — салон красоты в спальном районе или среднестатистическое кафе, то вам это не нужно. Достаточно вывески на входе, чистоты и уюта, качественного сервиса, адекватных цен и программы лояльности для постоянных клиентов.
Если вы убеждены, что вашей компании всё же нужны публикации в СМИ, то первым делом честно ответьте себе на два вопроса: “Для чего?” и “Что моя компания может дать СМИ?”.
Вы считаете, ваш продукт/услуга уникальны и о вас обязаны писать? Разочарую. Журналисты не будут выстраиваться к вам в очередь только потому, что ваш старт-ап инновационный, а владелец — харизматичный и остроумный. О компании будут писать, если вы совершите серьёзный прорыв, например, изобретете “вечный двигатель” или новый революционный вид эко-топлива. Что касается рядовых компаний, то чтобы о вас писали, нужно долго и тщательно выстраивать репутацию, доказывать уникальность и востребованность вашего продукта, тогда и СМИ придут. Так или иначе, никто не запрещает вам при наличии значимого информационного повода написать пресс-релиз и разослать информацию в интересующие издания. Главное всегда помнить, что новость должна быть интересной для СМИ и читателей, а не для вас.
8. Участие в профессиональных мероприятиях (конференции, выставки, круглые столы и тд.)
Это инструмент — “три в одном”: возможность познакомится с потенциальными партнерами и лучше изучить конкурентов; презентовать вашу компанию; почерпнуть новые идеи для вашего бизнеса.
9. “Сарафанное радио”
Совершенно бесплатный и крайне действенный способ заявить о себе. Вы делаете качественный продукт и предоставляете отличный сервис, а клиенты сами рассказывают о вас и рекомендуют своим друзьям и знакомым. Рекомендация друга намного эффективнее самой крутой рекламы.
10. Участие в благотворительных акциях
В первую очередь, это возможность совершить благое дело и заявить о себе, как о социально-ответственной организации. В данном случае не нужно ставить во главу угла “раскрутку” вашей компании, хотя о ней и узнают.
11. Флешмобы и вирусный контент
Придумайте рекламную акцию и снимите по этой теме вирусный ролик, выложите его на сайте, в соц.сетях и на Youtube. Или организуйте флешмоб и используйте его, как информационный повод для СМИ. Здесь самое важное — это идея и творческий подход.
Важно помнить, что известность компании — это длительный и трудоёмкий процесс, проснуться богатым и знаменитым без труда и вложений, увы, невозможно, а вот сократить издержки на маркетинговые коммуникации и рекламу — вполне.
Ксения Васильева,
основатель и владелец коммуникационного бюро «Мята»
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.