Наша восьмая подборка из проекта 100 лучших книг по версии Mediabitch посвящена корпоративной культуре и прочим HR-аспектам, с которыми часто приходится работать внутрикорпоративным пиарщикам.
Книги, собранные в нашем списке, адресованы больше HR-менеджерам и собственникам бизнеса, но ведь именно с ними и приходится работать рука об руку, чтобы решать задачи по внутрикорпоративному PR. Прочитав эти книги, вы сможете заглянуть под ширму чужих корпоративных культур, узнать кое-что о психологии сотрудников и найме и изучить, как компании строят свой HR-бренд.
1. HR-бренд: 5 шагов к успеху вашей компании
Относительно свежее практическое руководство по HR-брендингу, основанное на кейсах премии «HR-бренд», которую ежегодно проводит компания HeadHunter. Фактически — это пошаговое руководство по созданию бренда работодателя, которое дает в достаточной степени как теоретическое представление об HR-брендинге, так и иллюстрирует знания на реальных примерах российских компаний, статистике и исследованиях рынка труда. Очень полезно, когда вас садят в одну комнату с HR-отделом и просят поработать над HR-брендом компании, причем ни вы, ни ваши коллеги, понятия не имеют, о чем там должна идти речь.
2. HR-квест: как сделать сотрудников адвокатами бренда
В отличие от многих сухих книжек для кадровиков, эта книга, можно сказать, настоящий роман, в сюжет которого вплетены реальные бизнес-кейсы. Авторы книги — специалисты с 10-летним стажем Михаил Воронин и Дарья Кабицкая, которые страница за страницей рассказывают пошаговый план создания компании, в которой хотелось бы работать самым талантливым и востребованным сотрудникам. Эта книга не столько про брендинг, сколько именно про отношения с сотрудниками, ошибки и поиск решений. Полезно и увлекательно — книга позволяет прочувствовать тонкости HR-ремесла.
3. Отличная компания
Ещё одна книга, которая уверяет, что научит вас создавать компанию мечты. Чуть ли не единственная книга в нашей подборке, которая написана не русскими, а американскими специалистами. Надо сказать, это как раз тот случай, когда США больше преуспели в HR-брендинге, но калькой переложить их знания на российскую специфику не выйдет. Однако книгу стоит прочитать хотя бы из-за качественных данных: в ее основу легли результаты масштабного исследования лучших компаний-работодателей, которое Great Place to Work Institute на протяжении многих лет проводит по всему миру. Книга, между прочим, писалась 25 лет. Вот так вот.
4. Winning the hearts: достучаться до сердец сотрудников
Создатели книги уверяют, что для повышения эффективности, сотрудникам необходимо дать счастье. Приведенные авторами результаты исследований доказывают, что индекс счастья сотрудников не менее важный показатель здоровья бизнеса, чем оборот и рентабельность, а значит, радость от работы — аспект не менее важный, чем мотивация. Опять же книга не столько про HR-брендинг, сколько про создание здорового климата и нормальных человеческих взаимоотношений в коллективе. Когда речь идет о небольшой компании в 20 человек это может и произойдет само собой, но когда у вас крупная корпорация, создать уютную ламповую атмосферу может оказаться не так просто. Книга подскажет, как же всё-таки это сделать.
5. Как найти своих людей
Книга о том, как рекрутеры ищут нужных для компании людей. Очень полезная книга для понимания процесса поиска и найма — ведь большинство пиарщиков успели побывать только на одной стороне баррикад — в качестве кандидата. Поэтому информация о том, как с максимальной эффективностью отбирать нужных для компании и подходящих ей по духу людей, может очень пригодится во внутренних коммуникациях в том числе.
6. HR-стратегия: инструменты разработки и реализации
Добротная общеобразовательная книга, которая расскажет в подробностях о подходах к формированию корпоративной культуры в России и за рубежом. В приложениях можно подсмотреть даже примеры документов, которые кадровики используют для разных целей.
7. Корпоративная культура Toyota: уроки для других компаний
Очень интересная книга, иллюстрирующая как можно перестроить производство, изменив к нему отношение людей. Известная концепция бережливого производства компании Toyota на первый взгляд кажется чем-то сугубо техническим. Однако в основе этой системы лежит именно корпоративная культура, превращающая каждого сотрудника в перфекциониста. И да, авторы учат вас, как сделать так же.
8. Дело не в кофе
Очень компактная, но вдохновляющая книга о том, насколько важно видеть в сотрудниках и клиентах в первую очередь живых людей, а не просто безликий ресурс. Книга вовсе не про HR, но была бы очень полезна многим кадровикам. Пиарщикам она будет даже больше понятна, потому что она про выстраивание отношений, развитие и поддержание связей — то, что всем нам так близко. Эта книга – реальная история компании Starbucks, написанная от первого лица самим президентом компании Говардом Бехаром.
9. Обнимите своих сотрудников
Очень душевная книга о том, как управлять компанией в стиле «мягкого менеджмента» — без наказаний, порицаний и санкций, даже если сотрудник заслужил хорошую взбучку. Автор книги, Джек Митчел, проработал в ритейле более 50 лет и утверждает, что следование его принципам позволяет привлекать и удерживать талантливых сотрудников, снизить затраты на маркетинг (о, нет!), повысить рентабельность бизнеса и даже значительно увеличить базу постоянных клиентов. Больше того, в результате создается компания, куда сотрудники ходят на работу с удовольствием. Если ваш коллега-кадровик эту книгу всё ещё не читал, то лучше после прочтения подложить её к нему на стол. А может даже и генеральному директору тоже.
10. HR в борьбе за конкурентное преимущество
Книга, которая поможет вам понять стратегическую функцию HR-отдела, если вы до сих пор не прониклись идеей, что кадры решают всё. Современный правильный HR не только нанимает и работает с персоналом, но и создает настоящую добавленную стоимость компании. В книге можно найти много современных кейсов и подходов к управлению ресурсами, а пиарщикам книга поможет больше ценить роль HR-отдела, работая над совместными проектами.