Телеграм стремительно набирает популярность — те, кто устал от хаотичного формирования новостной ленты, навязчивой рекламы и неискренних лайков, заводят здесь свои каналы и подписываются на популярные и близкие по духу каналы единомышленников и лидеров мнений. За прошлый год российская аудитория активных пользователей Телеграма, по данным сервиса для аналитики групповых чатов в Telegram-Combot, выросла в три раза и достигла 6 млн человек.
Пиарщики, кстати, — одни из активных пользователей этого мессенджера. Мы расспросили владельцев популярных PR-каналов, зачем пиарщику создавать свой Телеграм-канал.
Мария Лапук, канал «PR-работа»:
— Изначально у меня было хобби по помощи с поиском работы и размещением вакансий для пиарщиков. Но в Фейсбуке приходилось отвечать на сотни вопросов, Телеграм стал удобным каналом коммуникаций, куда можно просто бросить вакансию. Особо раскруткой я не занималась, но так как работа периодически нужна всем, то очень быстро информация о канале распространилась по сообществу.
Как вести канал, чтобы он стал популярным? Делать интересный и нужный контент, наверное. Писать регулярно, но не спамить. Контент должен легко читаться с одного экрана телефона без перелистывания. Не постить ничего ночью или рано утром, а вот в выходные можно. Не увлекаться картинками и аудио-сообщениями.
Ксения Рабинович, канал «сообщает Рабинович»:
— Я создавала Телеграм-канал из графоманских побуждений. Начинание оказалось полезным. Канал ― личный тренер по быстрому созданию контента. Я «сообщаю» в режиме рабочей пятидневки: на регулярной основе ищу инфоповоды, интересные моей аудитории, и превращаю поток мыслей в связный текст. Для пиарщика это полезный «скилл».
При этом канал ― большая ответственность. Во-первых, тебе приходится публиковать контент регулярно. Во-вторых, инвестировать в его создание большое количество времени, которого постоянно не хватает.
В Телеграме ценится авторский текст, поэтому при создании канала важно найти тему, интересную не только аудитории, но и вам. Если ты пишешь о том, что нравится, получается хороший контент. А в этом заключается как минимум 80% успеха.
После 200 подписчиков мне впервые предложили разместить рекламу, а после 500 ― провести платную консультацию. Читатели задают мне вопросы в личке, и мне приятно на них отвечать. Я понимаю, что это можно монетизировать: Телеграм ― хорошая площадка для самопрезентации и продажи своих услуг.
Но здесь опять же вопрос упирается в собственные ресурсы. Я руковожу отделом маркетинга и PR в приложении «Кошелёк», и потому не успеваю быть «свободным художником». Пока мне это неинтересно.
Надежда Кобина, канал «Персональный бренд»:
— Кто-то говорит, кто-то снимает видео, а я пишу. С детства. Это самая удобная для меня форма коммуникации.
Хороший блог — это сообщество заинтересованных людей. В неделю я получаю 7-10 заявок на мои услуги. Плюс главное преимущество персонального блога для меня — возможность сосредоточиться на одной теме, постоянно изучать, открывать что-то новое. Лично я во время подготовки постов постоянно ловлю новые идеи.
Первый блог я завела на Медиуме, но площадка оказалась сложной для продвижения русскоязычных авторов — за год еле-еле набралось 400 человек. Потом появился Телеграм, мне понравилось сочетание блога и мессенджера.
Здесь вижу несколько плюсов:
- Посты могут быть лаконичными или более развёрнутыми. Благодаря инструменту Telegra.ph можно создавать красивое оформление (чем как раз-таки очень привлекателен Медиум)
- Даже самый нативный пост в СМИ будет обрамлён рекламой. В Телеграме её нет, что очень радует. По сути, читатель приходит за новой информацией, и нет ничего, что может помешать ему её получить.
- В Телеграме активно создаются боты по разным темам. Можно узнавать настроение читателей, вовлекать их в коммуникацию, создавать алгоритмы, благодаря которым пользователь сам находит ответы на свои вопросы.
Розалия Каневская, канал «Rosaly-PR»:
— Я считаю, что пиарщик должен вылавливать значимые тренды и узнавать, как они работают — и технически, и психологически. Поэтому свой Телеграм-канал лично для меня — это пока какое-то движение ради движения, чтобы разобраться, как в принципе работает такая «канальная» коммуникация в мессенджерах.
К тому же я в какой-то момент поняла, что в своей фейсбучной ленте стало как-то критически много пиара. Настолько много, что появление отдельной площадки для монологов о пиаре казалось очень хорошей идеей.
При создании канала ещё был расчёт на то, что пиарщики — это в массе своей информационные маньяки, им важно всё знать обо всём и желательно раньше других. Телеграм для этого отлично подходит — он в принципе позволяет доставить месседж или новость человеку прямо в телефон и мгновенно, независимо от прихоти посредников (типа в очередной раз изменившихся алгоритмов выдачи Фейсбука).
Чуть-чуть советов.
- Если надумаете заводить канал, у него должна быть чёткая концепция. Не надо как в соцсеточках писать про всё подряд. У меня, например, это мысли по поводу пиара, полезные ссылки, рекомендации по поводу подготовки спикеров к телеку. Всё личное и про жизнь я пишу в Фейсбуке, а все мысли про пиар ушли в канал. Люди подписываются на канал не из любви к вам, а потому что хотят получить что-то полезное на конкретную тему.
- Если даёте ссылку, напишите свои мысли по поводу или интерпретацию того, что будет по ссылке. Объясните, почему эта ссылка именно в этом канале и почему это интересно.
- Учитывайте временной пояс. Я живу в Перми, но большая часть моих подписчиков — в Москве, где время запаздывает на два часа. Я, к сожалению, имею обыкновение просыпаться и делать большую часть дел в промежутке между 6:30 и 8:00, рано утром. Это значит, что в Москве — 4:30-6:00. Если на вашем канале у человека стоит оповещение, и вы что-то пришлёте ему в четыре часа утра, то не удивляйтесь, что он отпишется от канала и проклянёт лично вас. И вполне заслуженно, кстати. С помощью всяких сервисов (я одно время пользовалась «Амплифером») можно запланировать уход записи в Телеграм на будущее — в случаях типа моего это очень удобно. К тому же редактировать запись с компьютера значительно легче, чем со смартфона: короткие тире меня очень бесят.
Фото: Фотобанк «Фотодженика»
Мнения собирала Ольга Богданова, редактор журнала Mediabitch