Университет ИТМО в Санкт-Петербурге открывает первую в России магистерскую программу, направленную на подготовку дипломированных специалистов по коммуникациям в сфере науки. Разработчики программы рассчитывают, что запуск магистратуры поможет восполнить дефицит квалифицированных кадров в сфере российской научной журналистики и коммуникации, а также станет ключевым событием для окончательного признания профессии научного коммуникатора в России. В создании программы принимают участие крупнейшие российские и зарубежные эксперты, а также ведущие ученые и популяризаторы науки.
Развитая коммуникационная инфраструктура в сфере науки является одним из ключевых факторов для создания среды, благоприятной для роста научно-исследовательской деятельности в стране. Коммуникация науки также необходима и для построения информированного общества, понимающего роль науки и инновационной деятельности в современном мире. Тем не менее, развитие и внедрение коммуникационных практик в российском научно-образовательном пространстве во многом замедляется из-за недостатка возможностей обучения в сфере научных коммуникаций.
«Сегодня большинство студентов, заинтересованных в получении формального образования в сфере научной журналистики и коммуникации, вынуждены искать подходящие программы за пределами России. Там их действительно более чем достаточно – на территории одного лишь Евросоюза больше сотни. В нашей стране подобные программы можно сосчитать по пальцам, и, как правило, они носят разовый характер. Более того, самый распространенный и эффективный формат таких программ – магистратура – у нас вообще никак не представлен», – комментирует Дмитрий Мальков, начальник отдела по научной коммуникации Университета ИТМО и один из разработчиков программы.
Магистратура призвана раскрыть перед студентами широкий диапазон карьерных возможностей в сфере научной коммуникации, от научной журналистики и связей с общественностью до научной визуализации и работы в научных музеях и центрах популяризации науки. На протяжении двух лет студенты будут знакомиться с последними достижениями в современной науке, учиться искать и грамотно преподносить научную информацию, готовить научно-популярный контент, а также осваивать навыки корпоративной коммуникации для работы в качестве научного пресс-секретаря или пиарщика в научно-исследовательских организациях.
«Помимо сугубо практико-ориентированных курсов, наша программа также охватывает социальный и политический аспекты научной коммуникации. Мы считаем, что наши выпускники должны не только уметь блестяще писать и рассказывать о науке, но и разбираться в вопросах социологии науки и научного знания», – добавляет научный руководитель программы Сергей Стафеев.
Магистрам будет предоставлена возможность прохождения университетских практик в ведущих научно-популярных проектах страны, а также зарубежных стажировок.
Александр Гербер, руководитель бакалаврской программы по научной коммуникации в Университете Рейн-Ваал в Германии, принимавший участие в экспертизе магистратуры, прокомментировал инициативу.
«Я считаю, что данная программа даст толчок серьезным изменениям в состоянии российского рынка труда в сфере научной коммуникации, а также послужит подспорьем для формирования полноценной академической дисциплины в этой области. Это шаг, необходимый для дальнейшей интеграции России в международное сообщество научных коммуникаторов», – делится эксперт.
К участию в конкурсном отборе приглашаются все, кто хочет посвятить себя делу популяризации науки в России, – претенденты как с техническим, так и с гуманитарным образованием
«Сейчас в российской науке сложное, но очень интересное время. С одной стороны, открываются и идут в СМИ традиционно закрытые, но жутко интересные отрасли – космос, атом. С другой стороны, фундаментальная наука в России сильно меняется, формируется ее новая идентичность, новое лицо в обществе. И эксперты в области коммуникаций – творческие, любящие науку профессионалы – этому новому лицу отчаянно нужны», – заключает Александра Борисова, руководитель научно-популярного проекта «Чердак» ТАСС-Наука, а также один из экспертов, участвующих в создании программы.
Дополнительную информацию о программе можно найти на сайте программы.
Приложение 1
Начало программы: сентябрь 2016 года
Бюджетные места: 8 мест
Требования: бакалавриат или специалитет
Карьерные возможности:
- PR-департаменты университетов, государственных и частных научно-исследовательских организаций и компаний;
- Редакторы и научные журналисты в специализированных СМИ и СМИ широкого профиля, включая телевидение, радио и Интернет-издания;
- Отделы внешних связей общественно-политических организаций и ассоциаций, связанных с научной и инновационной деятельностью;
- Кураторы научных музеи и городских центров популяризации науки;
- Менеджеры научно-популярных медиа- и онлайн-проектов;
- Консультанты по научной коммуникации в маркетинговых агентствах;
- Исследовательские проекты в сфере коммуникаций и научных коммуникаций, в частности;
- Отделы внешних связей научных фондов, спонсирующих научно-исследовательскую деятельность;
- Кураторы современных образовательных проектов, онлайн-курсов, связанных с наукой и т.д.
Предварительный список преподавателей и приглашенных экспертов: https://abit.ifmo.ru/file/files/150/150.pdf
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.