Когда я только начинала свою карьеру в PR, на одном из тренингов более опытная коллега поделилась ценным советом – в деле убеждения журналистов хороши все средства, вплоть до предложения помыть окна и сообщения о вашем увольнении, если материал не выйдет. Тогда это казалось забавной шуткой, но со временем пришло понимание, что коммуникации – это не только общение с прессой и, чтобы эффективно решать поставленные задачи, порой, действительно, приходится прибегать к самым нестандартным методам.
Специально для тех, кто только хочет начать свой творческий путь в пиаре (а другим его и не назовешь, потому что пиар – это постоянная импровизация), для тех, кто уже давно вступил на тропу войны, ведущую мир в светлое будущее, а также для тех, кто любит бросаться такими словами как «пиар», «пиарить» и «ты ж пиарщик!», абсолютно не понимая их сакрального значения, подготовлен этот рейтинг нетривиальных задач, с которыми мне и моим коллегам пришлось столкнуться за годы практики. Всем Золушкам и Энди из «Дьявол носит Prada» от мира коммуникаций посвящается!
О важности качественных фото
Мало подготовить хороший текст, важно сопроводить его приличными иллюстрациями. Хорошо, когда новость посвящена технологии или какому-то товару, сложности начинаются, когда нужно подготовить фото спикера. Были случаи, когда мы вместе с дизайнерами укорачивали нос и делали его более привлекательным, «пришивали» чужие более красивые ноги, убирали явно выступающие на фото половые признаки и делали спикера более худым. О том, что постоянно приходится «гладить» пиджаки и рубашки на фото я уже и не упоминаю.
О работе со спикерами
Зачастую, пиарщик для спикера, даже если он занимает самую топовою позицию, как родная мама, которая приголубит в нужный момент, строго пожурит за выпущенное воробьем лишнее слово, а порой еще и персональный ассистент.
У моей коллеги был подопечный спикер, который всегда очень волновался во время публичных выступлений. От волнения его спасал только шоколад, поэтому всегда в запасе она имела с собой шоколадку для поддержания его бодрости.
Просьбы помочь определиться с цветом галстука для грядущего интервью или пресс-конференции уже давно не удивляют. Бывает, что в выездных командировках с селебритиз приходится срочно мчать в ночи в единственный открытый магазин за колготками нужного для фотосессии тона.
Но случались в нашей практике и более нестандартные запросы. Так, одна коллега, завершая пресс-тур, получила от клиента смс с просьбой задержать самолет, так как он в ювелирном магазине выбирает украшение для жены и не успевает ко времени вылета. К слову, самолет улетел вместе с клиентом.
В другой раз высокопоставленный иностранный топ-менеджер накануне визита в Москву поставил под вопрос свой приезд, если ему не будет забронирован номер в пятизвездочном отеле с видом на море. Вместе с отделом бронирования отеля коллеги обклеивали все окна номера панорамными наклейками с видом на пляж.
О логистике
Большинство клиентов Grayling – иностранные компании, поэтому довольно часто нам приходится иметь дело с таможней, когда зарубежные офисы по доброте душевной решают отправить нам 30 кг напечатанных в Лондоне буклетов, например, растаможка которых стоит в три раза больше, чем бюджет на их производство в России. Одной коллеге пришлось пустить в ход запрещенный прием – слёзы, и тогда груз пропустили ровно к нашему дедлайну, да еще и денег не взяли.
Истории о том, как нам приходилось переделывать элементы брендинга площадки в ночь или за пару часов до мероприятия, потому что открывались новые вводные или подводили подрядчики, можно исчислять сотнями.
На многих мероприятиях, которые мы организовываем для СМИ и партнеров наших клиентов, заказчики очень хотят удивить своих гостей. В нашей практике были случаи, когда нам приходилось искать и бронировать для выступлений козла-канатоходца и русалку в бокале. Одна из самых ярких акций, которую планировалось устроить в рамках одного из клиентских мероприятий, но которая, к счастью, не состоялась – возможность усыновить пчелу.
О работе с журналистами
И, наконец, о главном! В жизни каждой юной пиарщицы наступает момент, когда она вдруг начинает ощущать себя многодетной матерью – первая пресс-конференция, первый пресс-тур. Все эти бесконечные инструкции о том, куда и как пройти, встреча и проводы в аэропорту, бдительное сопровождение в поездках и в награду – душевные посиделки после мероприятий.
Наверное, у каждого пиарщика найдется в загашнике парочка историй из пресс-тура о том, как приходилось искать потерявшихся в дьюти фри журналистов и доставлять их к выходу на посадку прямо перед его закрытием или о том, как пришлось поменять билеты на самолет для журналиста три раза, так как из-за долгих утренних сборов он не успел ко времени вылета, или о том, как в Шанхае или Бангкоке пришлось искать отбившегося от группы представителя СМИ, который был найден счастливым в местном борделе…
С нами это все случалось. Для успешного решения этих задач в ход шло всё – хитрость, безумный ночной креатив, уговоры и убеждения, но главное, что спасло нас и других участников всех этих ситуаций – любовь к своему делу, потому что, девочки, цитируя слова классика, «пяр – это любовь»! С профессиональным праздником нас всех!
Об авторе: Лилия Миллер, глава практики корпоративных коммуникаций в Grayling
Иллюстрации – кадры из фильма «Реальная любовь»