Центр стратегических PR-исследований школы коммуникаций Университета Северной Каролины (USC Annenberg School for Communication and Journalism) при участии сети PR-агентств Golin провёл исследование. Оно было посвящено вопросам сращения PR и маркетинга, соответствия названия профессии её реальным функциям, гегемонии digital-сферы среди прочих медиаканалов, интереса к профессии со стороны студентов. Для этого почти 1700 человек (студенты, профессионалы PR-индустрии и маркетологи) в разных странах мира заполнили подробные опросники.
Выяснилось, что 88% маркетологов и PR-специалистов считают, что сторителлинг в цифровых медиа (digital storytelling) будет лидирующим коммуникационным трендом в течение ближайших пяти лет. На втором месте стоит мониторинг социальных сетей и общение с пользователями (social listening) — актуальность этого тренда в ближайшие годы отметили 82% респондентов. На третьем месте — социальные проекты (social purpose), их назвали 71% опрошенных.
87% экспертов отрасли считают, что само определение PR потеряет своё сегодняшнее значение: в индустрию будут интегрированы смежные области, например, SMM и digital, маркетинговый анализ, бренд-менеджмент. В связи с этим 54% специалистов, работающих в агентствах, полагают, что само определение «связи с общественностью» должно быть расширено, а 33% уверены, что в будущем необходимо найти другой термин для описания работы в отрасли. Лишь 14% опрошенных представителей агентств думают, что определение “public relations” совершенно точно описывает то, чем будут заниматься специалисты.
Почти половина сотрудников PR-агентств (47%) уверены, что в ближайшие пять лет сфера связей с общественностью будет всё плотнее интегрироваться с маркетингом, а 12% считают, что PR-индустрия начнёт играть даже более весомую роль. 7% опрошенных считают, что PR будет полностью отделён от маркетинга и станет самостоятельной, независимой отраслью.
Исследование также показало, какими направлениями индустрии интересуются будущие PR-специалисты — сегодняшние студенты, которые в течение ближайших пяти лет будут активно работать в отрасли. На первом месте среди интересов стоит digital storytelling (72%), затем идёт работа с лидерами мнений (63%) и social listening (57 %). При этом профессиональная подготовка в названных направлениях составляет у опрошенных лишь 55%, 43% и 46% соответственно.
60% специалистов считают, что работа с брендированным (в большинстве случаев — платным) контентом останется одним из важных трендов в течение следующих пяти лет. При этом 51% опрошенных пиарщиков и маркетологов думает, что потребители не будут замечать различий между платным и бесплатным контентом.
Галина Хатиашвили, директор по маркетингу агентства интегрированных коммуникаций Comunica, исполнительный директор Golin Moscow:
— Мы наблюдаем схожие тренды: всё чаще клиенты обращаются к нам с комплексными задачами, где традиционная для PR работа с медиа находится далеко не на первом месте. Digital storytelling в России развивается на стыке маркетинга и PR. Social listening – интересное направление, спрос на него пока небольшой, хотя я уверена, что за ним будущее. Именно за счёт social listening мы можем узнать, чего хочет целевая аудитория бренда. Real Time Marketing сегодня используют большинство компаний, вопрос теперь в том, как выделиться среди остальных. Понятие PR действительно может быть пересмотрено, тем более что нашей профессии явно нужен ребрендинг.
Фото: Picjumbo