Пиарщик – профессия преимущественно молодых. Дэррил Спэри, директор по развитию бизнеса PR-агентства Hotwire, делится статистикой: «Данные переписи населения IPA 2017 года показывают, что только 7,7% сотрудников креативных агентств и тех, кто не работает в СМИ, старше 50 лет и лишь 0,8% старше 60 лет. Эти показатели существенно отличаются от общих: к 2050 году 25% людей будут в возрасте старше 65 лет. в других сферах средний возраст тоже более солидный: для бухгалтеров он составляет 44 года, у юристов – превышает 30 лет».
Молодежный перекос
Спэри считает, что отношение к молодежи должно измениться. Несмотря на то, что эксперт ценит молодых сотрудников, он считает, что опыт стоит ценить больше. Неопытные специалисты, как правило, соглашаются на более низкую зарплату, но при этом требуют более гибких условий, меньшего уровня обязанностей. А с возрастом приходит и опыт управления в кризисных ситуациях, и долгосрочная дружба со СМИ, политиками и другими лидерами мнений, которая может быть использована при необходимости.
Спэри также беспокоят стереотипы относительно людей старшего возраста в PR: «Вот почему в начале года я запустил проект # PR60Over60. Решил познакомиться с PR-практиками нашего времени старше 60 лет. Но это оказалось совсем непросто, люди скрывают свой возраст, чтобы их не обвиняли в старых подходах, взглядах. Были и кандидаты, которые связывались со мной лично и просили их не включать в список, чтобы избежать внимания со стороны коллег к их возрасту».
Нам нужны люди разных возрастов
Люк Бигвуд, руководитель отдела контента и коммуникаций в Yeo Valley (производителе продуктов питания) считает, что специалисты любого возраста могут внести свой вклад в работу PR-команды. «Бренды всегда будут хотеть, чтобы долгосрочное, стратегическое позиционирование компании выстраивал опытный пиарщик. Но свои преимущества имеют как возраст и опыт, так и молодость, поэтому в PR-команде хорошо их сочетать», — говорит он.
Пиарщик считает, что опыт работы не всегда значит, что человек достигнет лучших результатов. Довольно часто неопытность, начало карьеры, дают самые неожиданные результаты — когда вы думаете, что не справитесь и не знаете, с чего начать, помогают юношеский оптимизм, который дает по-новому взглянуть на идею и ее воплощение.
Молодые специалисты бывают чересчур требовательны
Джули Херд, управляющий директор маркетингового агентства Five in a Boat, говорит, что выпускники PR-факультетов слишком самоуверенны: «Мой первый день в PR закончился в 22:00, после двухчасовой поездки домой. Целый день я провела за ксерокопированием и сбором базы СМИ. Я получила профильное образование, но это никого не интересовало!
А сегодня нет баланса между теоретическим и практическим опытом. Я вижу, что многие (не все! но многие) молодые пиарщики выпускаются из вузов с ощущением, что их везде ждут – ведь они в теме, знакомы со всеми трендами в отрасли, со свежими идеями по сравнению с теми сотрудниками, кто уже давно работает в отрасли».
...но более опытные ослеплены своим превосходством
Херд добавляет, что нельзя сказать, что и люди в возрасте лучше: «Я наблюдала, как опытные сотрудники старой закалки сопротивлялись, не желая учиться, ссылались на свой возраст, на то, что всю жизнь проработали на PR-рынке – мол, они и так дадут фору всей этой неопытной молодежи».
По ее мнению, сам опыт не так важен в работе, он дает лишь понять, как лучше построить рабочий процесс, в каком направлении двигаться. Жизненный опыт приобретается не с образованием. Тем не менее, люди, прошедшие долгий профессиональный путь, грешат ленью и презрением к окружающим.
Отношение – вот что имеет значение
Херд резюмировала: «Я искренне верю, что именно отношение к работе, а не возраст отделяют зерна от плевел. Стремление учиться, набивать шишки, развивать талант — вот что отличает вас от остальных и дает гарантию победы в любом возрасте».
Лица отрасли
В PR в 40-50 лет
Джилл Хокинс, директор PR-агентства Aniseed PR:
— В этом году мне исполнилось 50, и сразу пришла мысль в голову: я уже стара для этой работы. Я работаю с небольшим кругом журналистов, поэтому у нас установлен тесный дружеский контакт. Но я становлюсь старше, в СМИ приходят журналисты все моложе, поэтому встает вопрос: как же поддерживать близкие отношения, когда ваша разница в возрасте почти в два раза и вы годитесь им в родители?
Думаю, это больше связано с отношением, чем с возрастом, некоторые люди взрослеют и в 18, в то же время есть люди, которые молоды душой и в 70. Я продолжаю наслаждаться их компанией, общаюсь с ними, но чередую свои алкогольные напитки с тоником (похмелье тяжелее переносится с возрастом). Опыт имеет и преимущества, — теперь я ближе по возрасту к руководителям компаний, которые представляю, поэтому легче завоевывать их доверие.
Соня Робертсон, выпускающий редактор агентства Milk & Honey PR:
— Ваш профессионализм никогда не должен определяться вашим возрастом. Опыт делает нас лучше во всем, но он приходит не только от ежедневной работы, но и от других областей деятельности, пройденных жизненных уроков, которые формируют нас. Считаю, что такой опыт можно применить к любым ситуациям, в новых сферах и направлениях.
Я пришла в отрасль 40 с лишним лет, и доказываю это на своем примере: опыт привел меня в PR-агентство с широким спектром услуг, в котором на первое место ставят людей. Чувствую себя ценным сотрудником, внося вклад в работу, обучаясь у старших, более опытных коллег. Возраст не имеет значения, когда все друг друга уважают. Способности и достижения — профессиональные, личные или физические – не измеряются количеством свечей на вашем торте.
В PR с 20 лет
Джессика Пардо, исполнительный директор по связям с общественностью:
— Мне всего 22 года и думаю, что у меня все в порядке с PR-навыками, но знаю, что есть много всего, чему еще стоит поучиться. Думаю, что многим качествам, которыми должен обладать хороший пиарщик, нельзя научить. Например, страсть (одержимость), креативность, общительность. Это все черты, на которые возраст не влияет.
С другой стороны, опыт в этой отрасли имеет большое значение. Это дает вам больше времени для выстраивания дружеских отношений со СМИ, позволяет узнать лайфхаки и обходные пути, понять, что делать можно, а что нельзя. PR — постоянно развивающаяся отрасль, поэтому вы должны быть в курсе всех новостей, ноу-хау, кейсов.
Наряду со статистикой, приведенной в начале статьи Спэри, перепись PRCA показывает, что PR и коммуникации – это молодая отрасль, где работают люди в возрасте 25-34 года. Поэтому молодой возраст в PR – не преимущество, просто это более распространено. Причины этого явления требуют анализа, а если выяснится, что права пожилых сотрудников ограничиваются, надо это решать.
Оригинал статьи: https://www.prmoment.com/pr-insight/does-pr-have-an-age-problem
Об авторе: Daney Parker, Editor, PRmoment.com
Перевод Марины Трефиловой, Александры Колпаковой