Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения. Если бы герой романов Ильфа и Петрова действовал в наши дни, он наверняка проводил бы семинары и мастер-классы для пиарщиков. Это выгодно, и при этом гораздо менее трудозатратно, чем сеанс одновременной игры в шахматы. Правда, Великому комбинатору пришлось бы столкнуться с жесточайшей конкуренцией, ведь всевозможных гуру от коммуникаций развелось кратно больше, чем детей лейтенанта Шмидта.
Вот несколько типов лекторов, обучение у которых может принести больше разочарования, чем реальной пользы.
Самопровозглашённый гуру
Раньше, прежде чем начать читать лекции, потенциальные спикеры старались сначала засветиться со своими проектами на конкурсах, получить учёную степень и только потом выходили «в поля». Но зарабатывать репутацию и уважение в профессиональном сообществе — это долго и хлопотно. Куда проще самому провозгласить себя «Маркетологом всея Руси», «Пиарщиком тысячелетия» или «Мессией дигитализации», а затем смело отправляться на гастроли по городам и весям с мастер-классами.
Пусть пафос на рекламных баннерах вас не смущает. Как шутят директора по персоналу, чем громче должность — тем меньше зарплата. Скорее всего, вне зависимости от заявленной темы вас ждёт мастер-класс по самопиару, а также попытки продать свои новые курсы, книги или консультационные услуги.
Таланты и поклонники
Звёзды шоу-бизнеса, кино и спорта тоже не прочь порассуждать о пиаре и маркетинге за хороший гонорар. Почему-то считается, что если человек добился известности, то он вполне может научить секретам продвижения и других. На деле же далеко не все селебрити в принципе способны связно рассуждать о чём-либо, не говоря уже о тонкостях брендинга и маркетинга.
И, конечно, важно не забывать, что за каждой звездой обычно стоит целая команда профессионалов, которая, собственно, и занимается продвижением этой звезды. Пользу из подобных публичных выступлений могут извлечь, пожалуй, только фанаты, для которых такие мероприятия — отличная возможность лишний раз увидеть своего кумира в новой обстановке.
Сбитый лётчик
Мир жесток, и в силу разных обстоятельств даже очень хорошие специалисты могут в какой-то момент выпасть из обоймы. Согласиться на новую работу с понижением им не позволяет гордость, а хороших мест на рынке труда не так-то много. И, поскольку даже гуру от коммуникаций надо что-то кушать в ожидании джоб оффера мечты, они решают поучить жизни молодёжь.
Иногда такие мастер-классы бывают довольно удачными и полезными, поскольку предполагают большую откровенность, чем мастер-классы прочно трудоустроенных спикеров, вынужденных фильтровать каждое слово. Но знания в нашей отрасли быстро устаревают. Поэтому, если лётчик сбит давно, лекции обычно проходят в стиле «Бойцы вспоминали минувшие дни».
Мастер на все руки
Слишком широкая линейка тренингов у одного и того же автора должна вас насторожить. Если по понедельникам у него — «Ораторское искусство», по вторникам — «Личный брендинг», по средам — «Осознанное родительство», а по четвергам — «Авторский курс фотографии» и «Готовим с удовольствием», то глубокого погружения в заявленную тему ждать не стоит, максимум — пересказа популярных книг и тренингов других уважаемых авторов. Этот гуру ещё не нашёл тему, в которой он сможет наиболее полно раскрыть свой талант. Но как только найдёт, мы сразу узнаем о явлении нового «Апостола бренда» (см. пункт «Самопровозглашённый гуру»).
Числом поболее, ценою подешевле
Качественный курс, как и время хорошего специалиста в своей области, не может стоить дёшево. Поэтому, если вам вдруг предлагают подозрительно дешёвое или вообще бесплатное обучение, наведите справки об организаторах, спикерах и просто задумайтесь — кому и зачем это нужно?
Это может быть расширяющее клиентскую базу агентство, мошенники или просто городской сумасшедший, жаждущий всемирной славы в период обострения. Особенно должны насторожить собеседники с плохим английским, звонящие с зарубежных телефонных номеров. Интернет богат такими историями.
Тем не менее, коммуникатор не может позволить себе сидеть в башне из слоновой кости и игнорировать новые инструменты. Учитесь у своих коллег и у людей, которых вы действительно уважаете! Реализованные проекты красноречивее любых громких слов.
Мария Рыбакова,
начальник управления коммуникаций и
информационной политики ПАО ОМЗ