Главред Mediabitch побывала на презентации первой в России школы коммуникаций
19 мая, в не самый погожий майский день (да еще и выходной) павильон Pluton креативного пространства Artplay наполнился людьми приятной наружности и, как это любят писать в резюме, «с горящими глазами». Все они пришли послушать презентацию программ Московской школы коммуникаций MACS.
Всё это было ни разу не похоже на день открытых дверей скучного российского вуза. Впрочем, Universal University, из рук которого вышла небезызвестная «британка» (Британская высшая школа дизайна), совсем не скучный образовательный проект.
Начала презентацию Надежда Макова, директор школы MACS, которая задала настрой всем остальным. Озвученные ей цифры по-настоящему впечатлили, думаю, всех — спрос работодателей на специалистов креативной индустрии уже сейчас в 3 раза превышает количество профессионалов на рынке. И правда — ведь всех этих менеджеров цифрового маркетинга, цифровых трансформаторов, специалистов по работе с HR-брендом работодателя и руководителей event-проектов сейчас не готовит ни один вуз в стране. Все, кто есть в этих профессиях, пришли из смежных областей и учились в полях. По сути, MACS повторяет путь «британки», которая почти 15 лет назад в числе первых в России начала давать дизайнерам профессиональное образование и превратила самоучек в настоящих профессионалов.
Удивительно, но в коммуникациях действительно всё настолько печально — спрос на специалистов огромный, а взять их неоткуда.
Больше всего жаль, конечно, специалистов по HR-бренду — Екатерина Тышковская, руководитель службы внутренних коммуникаций ВТБ и куратор программы Employer Brand Development посетовала на то, что уже несколько месяцев не может найти человека себе в команду, потому что на рынке нет нужных людей. Такая же ситуация в event, и пожалуй лишь чуть лучше — в digital. И то только потому, что обилие digital-агентств на рынке выкормили себе некоторое количество сносных специалистов, с которыми учились и росли так же, на ходу.
Влад Ситников (куратор Digital, Hungry Boys) порадовал огромным количеством дисциплин, которым придется изучать в процессе. По сути, выпускники этой программы — универсальные солдаты digital, которые смогут и кампанию в соцсетях запустить, и чат-бота сваять, и мобильное приложение сделать. У программы, кажется, самое большое количество преподавателей, среди которых представители именитых на рынке Instinct, Qmarketing и даже скандально известного паблика MDK. Есть и менее известные широкому зрителю названия, но то, что это профессионалы своего дела, которые отбирались чуть ли не дельфийским опросом — сомнений не вызывает абсолютно никаких. Влад собрал, кстати, у своего стенда, пожалуй, самое большое количество потенциальных учеников.
Не менее огненная (ну оно и понятно) презентация получилась у Павла Недостоева (куратор Event marketing, сооснователь Department). На курсе планируют учить, кажется, всему, что нужно ивентщику — от составления проектной документации до event-продакшена и фандрайзинга. Именитых практиков среди преподавателей тоже очень много — среди них исполнительный продюсер Олимпийских игр в Сочи 2014 Андрей Насоновский.
На фоне коллег программы по цифровой трансформации и корпоративным коммуникациям чуть меньше походили на шоу. Но если присмотреться к содержанию, программы мало чем уступают по качеству более «шоуёмким» направлениям. В курс по корпоративным коммуникациям позвали если и не самых раскрученных в профессиональной тусовке, то точно супер-профессиональных PR-сталкеров вроде Марии Заикиной (куратор курса, директор по коммуникациям «Совесть», QIWI), Евгении Лампадовой (агентство Лампа, бывший коммуникатор АКИТ), Сергея Черненко (Bacardi), Светланы Артемьевой (руководитель по взаимодействию с органами государственной власти Ашан) и Софии Ивановой (Концерн Калашников, экс-Rambler).
Программа по цифровой трансформации может показаться сложной для восприятия зрителя, который привык к шоу. Но Максим Григорьев (экс-начальник Центра финансовых технологий Банка России), кажется, смог увлечь своим делом тех немногих, кто уже в скором будущем станет главной движущей силой цифровой трансформации в закостенелых российских корпорациях. По крайней мере, на это очень хочется надеяться — запрос на цифровую экономику вроде декларируется на всех уровнях, а делать эту цифровую экономику в реальной жизни по сути некому.
Замыкал цепочку презентаций курсов Кевин Джексон (директор по инновациям агентства Experience is the marketing, Великобритания). Он щедро сдобрил презентацию вдохновляющими цитатами известных в коммуникациях людей и закончил своей: «Приходите учиться в MACS или проваливайте» (кастомизированный аналог фразы «Развивайтесь или проваливайте»). Но, как это ни странно, никто никуда не провалился — все только ринулись узнавать детали программ у преподавателей.
Словом, начинание интересное и нужное, и миру коммуникаций точно необходимое. Хватит уже с нас самоучек.
Об авторе: Розалия Каневская, главный редактор Mediabitch.ru