Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследование об отношении россиян к профессии пиарщика и выяснил, что с годами понятие «пиар» стало более привычным для россиян. Доля затрудняющихся его как-либо охарактеризовать за последние шесть лет снизилась в три раза (с 15% до 5%), а содержательные ответы стали более наполненными. Но несмотря на то что россияне дают довольно высокие оценки доходности профессии пиарщика, многие не желают своим детям карьеры в PR-отрасли.
Фото: Pixabay
Чтобы выяснить, как жители страны относятся к профессии пиарщика, ВЦИОМ 3-4 декабря этого года провёл опрос в 130 населённых пунктах в 46 регионах во всех федеральных округах России. Всего на вопросы ответили 1600 человек в возрасте 18 лет и старше.
Как выяснилось, PR у россиян ассоциируется, прежде всего, со словом «реклама» (за шесть лет доля респондентов, выбирающих данный вариант ответа, выросла почти вдвое – с 33% до 59%). Среди ассоциаций фигурируют также «черный» пиар (с 21% в 2010 г. до 43% в 2016 г.), обман (с 21% до 41%), пропаганда (39%), продвижение (с 19% до 38%), имидж (с 25% до 37%), СМИ и медиа (с 23% до 37%).
Моральный уровень пиарщика (не очень понятно, правда, что имеется в виду под этим самым «моральным уровнем») оценивается невысоко: по пятибалльной шкале – в среднем на 2,54 балла. При этом уровень престижности профессии пиар-специалиста, по оценкам россиян, выше (3,42 балла), а доходность, в сравнении с другими параметрами, оказывается её главным преимуществом (4,11 балла – с 3,8 в 2010 г.).
Чаще склонны считать работу пиар-специалиста более высокооплачиваемой пожилые люди, так же как женщины, москвичи и петербуржцы. При этом оценки престижности и морального облика работников PR-отрасли, данные молодыми людьми, превышают оценки людей пенсионного возраста.
Профессию пиарщика лишь немногие называют желанной: уже почти три четверти россиян (показатель за шесть лет вырос с 56% до 72%) не желают в будущем видеть своих детей специалистами этой отрасли. Тех, кто поддержал бы выбор ребёнка стать специалистом по связям с общественностью, всего 17%. Чаще такой гипотетический выбор поддерживают молодые люди 18-24 лет (24%) и респонденты с высоким, по их оценкам, материальным достатком (24%), а реже – опрошенные в возрасте 60+ (14%) и малообеспеченные (15%).
«Лидерам отрасли общественных связей стоит серьёзно задуматься о том имидже, который сформировался у отрасли в России: это имидж аморальных дельцов, зарабатывающих на пропаганде, обмане и рекламе, – комментирует данные опроса генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. – Пришло время заняться «пиаром пиара», ведь динамика отношения людей к этой специальности выраженно негативная. Креативность и творческий подход, который пиарщики неустанно демонстрируют своим клиентам, должны быть, наконец, применены для разрушения сложившихся негативных стереотипов и формирования позитивного общественного мнения относительно этой важной, востребованной и, без всякого преувеличения, благородной профессии».