10 декабря в Общественной палате РФ состоялась экспертная сессия, посвященная развитию благотворительности и проектов корпоративной социальной ответственности (КСО) в сложных экономических условиях. Организаторами дискуссии выступили компания МТС, Национальная премия в области развития общественных связей«Серебряный Лучник» и Российская ассоциация содействия науке.
В обсуждении приняли участие представители российских и международных коммерческих компаний, благотворительные фонды, аналитики в области КСО, а также представители здравоохранения и науки. Участники экспертной сессии сошлись во мнении, что основная проблема благотворительности в России – отсутствие системного подхода, эмоциональность и стихийность. Также собравшиеся отметили невысокий уровень доверия населения благотворительным фондам ввиду того, что многие некоммерческие организации не знают или предпочитают не соблюдать принятые международные стандарты отчетности и этики в благотворительности.
Общество готово жертвовать на лечение детей и пострадавшим от стихийных бедствий
Сессия началась с аналитических данных о развитии благотворительного движения в России. В частности, по данным Русфонда за последний год 73% россиян так или иначе помогали незнакомым людям, 46% опрошенных в рамках исследования Русфонда перечисляли собственные средства благотворительным фондам. Из них более 60% адресно помогали тяжелобольным детям, 11,8% – пострадавшим от стихийных бедствий, и только 1,5% жертвовали на развитие культуры, спорта, образования и науки.
По словам руководителя российского представительства CAF Марии Черток, в целом общество готово активно заниматься благотворительностью: «Идея «доброго дела» укоренилась в массовом сознании, и нашей следующей задачей должно стать продвижение ценностей, которые создает благотворительный сектор. Необходимо двигаться от эмоциональной благотворительности к более системному подходу». По словам участников дискуссии, сегодня люди перечисляют средства, увидев в СМИ, к примеру, фотографию голубоглазого ребенка и историю его болезни под ней. В то же время жертвовать на медицинские исследования, на повышение квалификации медицинских специалистов или образовательные проекты большинство россиян пока морально не готовы.
Как заметил Игорь Долгополов, доктор медицинских наук, ведущей научный сотрудник отделения трансплантации костного мозга Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина, при большом количестве больных детей, нуждающихся в качественной медицинской помощи, ни государство, ни благотворительные организации не думают о врачах, о квалифицированных командах, которые проводят сложнейшие операции и спасают детей. «На подготовку врача высшей квалификации уходит 11 лет, на формирование команды профессионалов в определённой области – 4-5 лет. Если не обратить внимание на проблемы подготовки и развития кадрового состава, то через 7-9 лет детей лечить будет просто некому. Все чаще будет стоять вопрос об отправке их на лечение на границу», – отметил Долгополов. По мнению эксперта, сегодня государство прикрывает неумение руководить перекладыванием обязательств по финансированию медицины на благотворительные фонды, а в конечном счете на частных и корпоративных благотворителей.
В условиях кризиса бизнес может сократить расходы на благотворительность
В отличие от массовой благотворительности, корпоративные социальные программы реализуются коммерческими компаниями значительно более осознанно. По данным исполнительного секретаря «Форума Доноров» Натальи Каминарской, в прошлом году 60 компаний вошедших в рейтинг Лидеров корпоративной благотворительности суммарно инвестировали в социальные проекты порядка 11 миллиардов рублей. «Корпоративная благотворительность растет и в объемах, и в качестве. У лидеров нашего рейтинга КСО-проекты реализуются регулярно на протяжении нескольких лет и являются важной частью стратегии развития», – отметила Каминарская.
По мнению участников экспертной сессии, высок риск того, что в условиях экономического кризиса многие предприятия будут вынуждены сократить расходы на КСО, оставив, например, только наименее затратные волонтерские проекты. Как рассказала менеджер по корпоративной социальной ответственности «Бритиш Американ Тобакко Россия» Лия Сидлина, несмотря на законодательные ограничения в области продвижения табачной продукции, компания продолжает в рамках закона находить способы инвестировать в социальные проекты. «Сегодня именно бизнес может стать проводником системного подхода в области благотворительных проектов. При этом в условиях кризиса, по всей видимости, объемы финансирования будут сокращаться. В кризис падает покупательская способность, бизнес зарабатывает меньше, а значит, меньше жертвует на благотворительность. Это не происходит драматически, но понемногу объем средств очевидно будет уменьшаться», – отметила Сидлина.
По словам директора по связям с общественностью Группы МТС Елены Кохановской, инструменты благотворительности сегодня должны отвечать тем вызовам, которые меняют подходы к реализации КСО-проектов в России. Во-первых, речь идет об изменении модели получения информации, – росте потребления мобильного интернета и концентрации наиболее активной аудитории в социальных сетях. Во-вторых, в условиях экономической стагнации значительно увеличивается уровень ожиданий общества относительно социальной активности бизнеса. В-третьих, в регионах продолжается снижение интереса к федеральной повестке дня, на первый план выходят местные локальные новости. И, наконец, в-четвертых, усиление влияния государства в свете последних политических и экономических событий.«Корпоративные благотворительные проекты сегодня должны предлагать больше, чем просто возможность помочь кому-то. Инициативы должны быть системными, но одновременно простыми, безопасными, «вирусными» и желательно, чтобы они были поддержаны государством. Благодарю тому, что стратегия КСО МТС, в том числе и благотворительность, и проект «Поколение Маугли» учитывают все особенности меняющейся российской действительности, в текущем году МТС удалось помочь в лечении 114 детей из регионов страны. Также важно отметить, что в отличие от частных пожертвований, корпоративная благотворительность должна сопровождаться четкими коммуникациями. Умение встраивать благотворительные активности в контекст настроений общества, и умение учитывать текущие экономические и политические вызовы, во многом определяет успешность и эффективность корпоративных социальных программ в России», – добавила Кохановская.
О преобладании публикаций, вызывающих жалость и сочувствие людей, говорила Елена Цеплик, президент благотворительного фонда «Найди семью». Общество так «перенастроено» на жалость к детям в детских домах, что лишает их всякой возможности научиться заботиться о себе самому. Находясь на полном обеспечении, дети ничего не выбирают себе сами, не имеют понятия о том, как содержать себя, В итоге, выходя в обычную жизнь, они быстро спускают все «подъемные» деньги, продают квартиру, чувствуют себя неприспособленными и несостоявшимися. Приемные родители часто возвращают детей в детский дом, потому что не справляются – но и родителей не готовят к тем трудностям, которые их ждут.
По словам руководителя корпоративных коммуникаций P&G Ирины Нагорновой, компания на текущий момент не намерена снижать активности в области КСО. «За последние несколько лет мы перечислили на социальные проекты более 16 миллионов долларов, регулярно проводим благотворительные маркетинговые акции и обеспечиваем нуждающихся вещами первой необходимости».
В ходе дискуссии эксперты пришли к выводу, что меняется понимание ценности благотворительности: если раньше была цель найти мотивацию сделать пожертвование, то потом стало важно, чтобы помощь была адресной, теперь важно, чтобы она была осознанной, стратегически осмысленной.
В целом, по мнению участников экспертной сессии, на рост объемов финансирования благотворительных и социальных проектов в ближайший год рассчитывать не приходится. Именно поэтому уже сейчас крайне важно не только экстренно спасать жизни тех, кому помощь необходима здесь и сейчас, но и развивать системный подход совместно с представителями культуры, образования и здравоохранения, тиражировать примеры «умной благотворительности», развивать удобные современные способы сбора средств и работать над улучшением имиджа благотворительных организаций.
Национальная премия в области развития общественных связей “Серебряный Лучник” более 15 лет принимает на конкурс проекты в области социальных коммуникаций и благотворительности. Эта лучшая коллекция успешных практик доступна всем в книгах “50 лучших проектов” 1997—2012 гг. Новые проекты будут представлены на Днях открытых презентаций в Общественной палате РФ 18-19 февраля 2015г.
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.