За последние 12 лет я отыграл десятки корпоративов. За это же время, находясь на стороне клиента или в своем бизнесе, я участвовал в выборе исполнителей для различных праздников, вел их и был гостем. Хочу поделиться некоторыми наблюдениями.
Как сделать верный выбор
Очевидно, что начинать нужно с просмотра демозаписи коллектива. Важно: вам нужны не студийные, а концертные, в крайнем случае – репетиционные записи. То есть те, где музыканты играют вживую, желательно – на мероприятиях, подобных вашему.
Почему это важно. В постановочном видео артист, скорее всего, «отфотошоплен», одет в чужие одежды и улыбается своей лучшей улыбкой. И главное – вы видите его не в той работе, на которую хотите нанять.
В живом видео ясно, как группа работает на концертах. Но здесь есть нюанс. Может быть, вам прислали настоящее видео — картинку подделывать дорого и глупо. Но там «как бы живой» звук: поправлены голоса, или вставлена аудиодорожка из другого, более удачного выступления. Либо вообще в студии спето и сыграно «под live-версию».
Второй случай можно попробовать выявить, внимательно посмотрев видео. Первый, если сделан мастерски, вы никак не узнаете. Тут есть разные степени. В минимальной форме однажды такой трюк использовал я, когда в идеальном концертном дубле с нашего первого выступления плохо спел кусок второго припева. Мы вставили отрывок из этой же песни, и зазвучало. Но это маленькое преувеличение, а бывает большая ложь.
Надо понимать, что изготовление видео возможно, только если артист записывал звук с пульта. А этим мало кто занимается, и только на важных концертах — на корпоративах мне такое не встречалось ни разу. Поэтому совсем идеально, если вам пришлют снятый на телефон ролик. А еще лучше – покажут сообщение в соцсети от того или иного слушателя, который был на мероприятии, снял отрывок выступления, и поделился им.
Да, скорее всего, этот ролик будет не так ласкать слух, как прилизанное в студии демо, и ваши коллеги скажут что-то типа: «Почему тут все шипит, а у другой группы звук вон какой мягкий». Но энергетика будет максимально передана именно в таком видео.
Как выбрать хоть что-то новое
Предположим, вы и ваши коллеги уже все видели и слышали. Что можно еще придумать?
Гости как часть выступления. Но не просто экспромтом спеть с группой. Нет, заранее подготовленное совместное выступление. В прошлом году у нас был такой опыт – одна репетиция с гостями, и в бой. Для многих это был сценический дебют. Другие эмоции, чем в караоке. И новый взгляд на друзей.
«Засланная звезда». Мы с поющим топ-менеджером играли на корпоративе его компании. Перед нами пела одна из самых сильных кавер-групп страны. Хиты, шикарный звук, вокалист шел в народ, пел с людьми в один микрофон, и все стояли на ушах. Я сидел в углу с группой и мрачно думал, что переплюнуть такое будет невозможно. Но поскольку мы идем после них, придется. В общем, мы вышли на сцену сразу с топом. Песне на третьей стало ясно, что по энергетике мы их убрали, причем публика расположена прежде всего к нему, а потом уже к нам.
Музыка «до последнего посетителя». Многие группы оговаривают, сколько они будут петь в расчете на чаевые за переработку. Потому что им через час в другое место или завтра на гастроли или по каким-то другим причинам. Мы от этого отказались. Несколько раз заканчивали основные блоки, садились за столы с гостями, доставали акустические гитары, и начинали петь вместе с ними. Как-то раз пошли с «уцелевшими» в караоке.
Рекорд — в моей прежней группе ВИА «Пиджаки» солист сел к микрофону после официальной части... и мы разошлись часов в семь утра. Это вам не «три по тридцать»!
Как сэкономить на коллективе
Способ раз – чаевые. Впервые мы их получили только в прошлом году. Мне раньше даже в голову не приходило такое. Сыграли два мероприятия для этого заказчика, на днях играем в третий раз. И я пошел на его довольно скромные условия ровно потому что смог сказать коллективу: «Гонорар минимальный, но помните, что в прошлый раз нам заплатили сверху».
Способ два – ищите многостаночников. У меня был период, когда я вел мероприятия и играл в группе. Наш клавишник – наш же прокатчик оборудования. Каждый из нас пятерых играет на нескольких инструментах, и мы взаимозаменяемы. Есть шанс, что подобные группы легче подвинутся по цене.
Способ третий – артисты, которые играют под playback. Тут надо пояснить разницу с фонограммой. Скажем, одна очень известная группа не имеет клавишника. Хотя на их концертах звук клавиш всегда есть (как, кстати, и точные высокие ноты вокалиста, который, говорят, их уже не тянет). Но все остальное звучит живьем, и энергетика остается. Да, при этом группа не может импровизировать с темпом, но все равно качает.
На что еще обратить внимание
Согласование списка песен, причем сразу в договоре. Звучит нелепо? Как сказать. Одна наша великая группа может согласовать список лучших хитов, а сыграть новый материал. Я влюблен в то, что они делают, но никогда их не рекомендую. И вы подстрахуйтесь.
Как давно играют люди друг с другом? К примеру, у меня еще молодой, но все-таки репертуарный коллектив. Я играю с клавишником и басистом еще с нулевых. Остальные музыканты вместе со мной четвертый год, в студии и на концертах. А есть группы, где все собираются только для корпоративов, такая музыкальная антреприза. А кто-то вообще, как «ЧайФ», знаком десятилетиями. Это все важно, хотя не все с этим согласны.
Заключение, или «круче дискотеки»
Есть музыканты, для которых лучший критерий – хороший фон под разговоры. Это тоже ниша. Такого опыта у меня нет, поэтому мои наблюдения – про группы «для веселья». Здесь базовые критерии очевидны: довольны и выпившие, и трезвые. Подпевали, танцевали, слушали, закрыв глаза. Но на мой взгляд, самый крутой критерий — переплюнуть по энергетике дискотеку. Услышите такой отзыв – берите не думая. Хороших праздников!
Об авторе: Константин Максимюк, лидер группы «Где мое лето» и эксперт по коммуникациям
Главное фото — Pexels.com
Фото в тексте — Наталья Мущинкина, Татьяна Горина