В соцмедиа прокатилась волна обсуждений относительно неутешительной статистики: за три месяца из России уехало на 30% больше маркетологов и пиарщиков, чем IT-специалистов. Многие пиарщики, еще вчера активно продвигавшие бренды в России, постят солнечные фотографии из Дубаи и Стамбула, где работают удаленно или на фрилансе. Правда ли так хороша релокация, как ее малюют? Мы собрали честные мнения тех, кто уехал и остался.
По данным сервиса Зарплата.ру, марте-июне 2022 года в России резко упал спрос на промоутеров, контент-менеджеров, маркетологов и журналистов. Средняя зарплата PR-специалиста в регионах держится на уровне скромных 35 тысяч рублей. А еще недавно в профильных группах для пиарщиков в соцсетях вакансии публиковались с насмешливым хэштегом #не40тысяч. По данным HH.ru, количество вакансий в марте-апреле показывало снижение по сравнению с предыдущим месяцем на 26-27%. Правда, уже в июне-июле количество вакансий пошло в рост. Так стоит ли уезжать?
Где деньги, Зин?
Выбор направления – самый важный фактор при принятии решения о релокации. Как советуют психологи, «оттолкнитесь от дна»: представьте, что на новом месте вы вообще не сможете первое время зарабатывать. Остается удаленная работа с возможностью переводить деньги самому себе, попутно конвертируя их в местную валюту. И вот тут — сюрприз! Далеко не везде можно легко снять с карты собственную зарплату или сделать себе валютный перевод. Например, в большинстве стран Европы не принимаются до сих пор никакие банковские карты, выпущенные в России и обменять рубли на евро нет никакой возможности. Хруст французской булки и пейзажи Тосканы потеряют все свое очарование, если странствующему маркетологу придется спать на вокзале.
«Моя двоюродная сестра давно живет в Португалии, поэтому мы решили из всех европейских направлений выбрать именно это. Уехали вдвоем с женой, конечно, сначала планировали типа «в гости», по приглашению сестры, а потом разобраться. Но все оказалось не так просто: когда мы уже купили билеты, резко отменились все прямые рейсы, и можно было уехать только через другие страны. К тому же, за день до отъезда мы пошли менять деньги и пожадничали, купили всего 200 евро – уж больно был невыгодный курс (по 150 рублей). В итоге с ними и остались, потому что уже на завтра продажа была закрыта.
Первое время нам помогала семья сестры. Сейчас мы уже сами снимаем жилье и можем прокормиться. У меня на обслуживании три проекта – две онлайн-школы, одна в Москве, вторая в Перми, и служба доставки ресторана. Я успешно продолжаю работать с ними и из Португалии, но вот получить свои деньги прямо очень сложно – банки, карты которых были у нас с женой, были довольно скоро отключены от SWIFT, теперь переводы не проходят. Друг посоветовал крипту, буду пытаться вывести через нее», – рассказал PR-фрилансер, просивший не называть его имени в прессе.
Учитывая подобные потенциальные сложности, дальновидные пиарщики, маркетологи и журналисты выбирают более безопасные направления, где есть большой процент русскоязычного населения.
«После переезда в Армению я здесь работу не искала: не видела смысла искать ее здесь в принципе, потому что проще работать на Россию — там все контакты, рынок я знаю, удаленно работать – не проблема. Получить деньги – тоже не проблема, если есть карта «Мир», а еще можно использовать переводы Юнистрим.
На профессиональном фронте изменений у меня оказалось много, даже с избытком. В одном из изданий, где я продолжала работать удаленно, инвестор прекратил финансирование и пришлось уже на расстоянии искать новую работу. Я ее нашла, но и тут меня ждала неудача: через два месяца произошло сокращение сотрудников редакции из-за оттока рекламодателей. Но параллельно я продолжала работать на старом месте и набрала подработок. Этого, в принципе хватает. Плюс, я не одна, муж тоже работает», – рассказывает журналист из Петербурга Наталья Модель.
Таким образом, специалисту, который только что переехал, надо правильно рассчитывать свои силы, чтобы их хватило и на адаптацию к новой культуре, и на решение насущных проблем, и на полностью дистанционную деятельность, от выполнения текущих задач до поиска нового рабочего места – все в онлайне.
А нужен ли пиарщик?
Может случиться и так, что представления о востребованности профессии в той или иной стране могут категорически расходиться с реальностью. И рассчитывая зарабатывать больше, чем дома, за счет своих блестящих навыков в SMM, можно столкнуться с тем, что SMM никому здесь не нужен – ничего личного, просто местные предприниматели не знают, что это такое.
«В Италии совсем другой менталитет. Люди здесь не рвутся продавать, продавать, повышать продажи. У них – dolce far niente, аперитиво и сиеста, они любят наслаждаться жизнью, а не пахать 24 часа. До переезда я проработала много лет в ресторанном и отельном бизнесе и тут была поражена одним явлением. Это называется «аперитиво» – люди приходят около 6 часов вечера, заказывают коктейль или бокал вина, и им бесплатно также приносят комплименты от заведения, причем часто это целый поднос различных закусок. Так, пара подруг может заплатить по 5 евро за бокальчик просекко, получить блюдо брускетт, оливок и сыра, и просидеть так два часа.
Когда я увидела это впервые, моего внутреннего маркетолога хватил удар. Как так, они занимают стол за 10 евро, когда этот стол мог бы «заработать» все 100, так им еще и бесплатно пиццу пекут! Где тут бизнес? До сих пор я не нашла ответ на этот вопрос...
Второй важный момент – обратите внимание на… возраст населения страны при планировании переезда. В Италии платежеспособное население – пожилые, реально пожилые люди, старше 70 лет. Они руководят отелями, ресторанами, мебельными салонами, но не заходят в Instagram (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией), не в курсе, что это. Как-то в Генуе, делая покупку в небольшом магазинчике в бойком месте, я увидела у владельца... счеты! Реальные счеты, как раньше, с костяшками. Он на них считал сдачу. Если бы я радостно обратилась к нему с рассказами про таргетинг и вирусный контент, он бы вызвал экзорциста.
В общем, у меня есть сильные сомнения, что пиарщики и рекламщики здесь реально нужны, всем и без них хорошо. Во всяком случае, пока. Я для себя рассматриваю возможность получить здесь другую новую профессию – например, гида», — рассказывает бывший руководитель отдела маркетинга сети ресторанов.
Избежать подобных открытий можно, если заранее проштудировать все местные сайты о работе и выяснить количество вакансий в стране и интересующем городе, стиль их описания. Может оказаться, например, что пиарщик должен быть по совместительству администратором салона красоты и вести соцсети «в свободное время», потому что ведение соцсетей отдельной работой не считается.
Уезжать нельзя остаться
А если остаться дома, невзирая на турбулентность? На что рассчитывать, к чему готовиться, какие скиллы растить? Любой эйчар скажет, что сейчас основная тенденция на рынке труда – оптимизация человеческих ресурсов. Действительно, компании не раздувают штат, стараясь нанять 20 специалистов в отдел маркетинга, чтобы объять необъятное и одномоментно запустить все запланированные проекты. Почему – понятно. Если закрывается часть магазинов, у кинотеатров и концертных залов непростые времена, то пиарщикам в какой-то момент становится нечего запускать. Соответственно, и маркетологи, и пиарщики, как люди проактивные, попытались составить прогноз ситуации – и многие приняли решение переждать, возможно, уехать.
«Возникла странная ситуация временной неактуальности профессии – но вслед за ней произойдет скачок, когда возникнет спрос на специалистов по рекламе и маркетингу. Потому что на смену ушедшим брендам придут новые (и внимание!) не настолько известные, которым надо будет завоевывать рынок. Мой личный прогноз – к зиме зарплаты специалистов по рекламе и маркетингу вырастут существенно, но отделы рекламы в компаниях будут по-прежнему небольшими.
Как обычно, последнее слово – за специалистами-универсалами, которые и текст напишут, и с дизайном разберутся, и таргетинг настроят, и мероприятие проведут. Поэтому всем, кто «улетел, но обещал вернуться» можно порекомендовать пока заполнить пробелы в знаниях, скоро можно будет продать себя дороже. В любой непонятной ситуации – инвестировать в образование и не бояться нового опыта», – советует Светлана Линтварева, заместитель генерального директора рекламного агентства Motive agency&production.
А еще временный простой можно использовать для исследования новых возможностей и инструментов, например, начать продвигать личный бренд. В дальнейшем это поможет не только качественнее презентовать себя, но и, возможно, открыть свой бизнес и занять внезапно опустевшую нишу. И даже если сейчас идея личного бренда не отзывается должным образом, самое время отойти от стереотипов. Как говорится, «чтобы иметь то, чего вы никогда не имели, начинайте делать то, чего никогда не делали».
Об авторе: Яна Горнак, информационный редактор Motive agency&production