Когда кажется, что все основные методы придуманы до тебя, на помощь приходит случай. Главное – почувствовать момент и обернуть ситуацию в свою пользу. Рассказываем о том, как V Всероссийская ярмарка одежды, обуви и текстиля в Москве привлекла рекордное количество посетителей, удачно воспользовавшись волной интереса к русской национальной культуре после ЧМ 2018.
Ярмарка проходила в Москве на Площади Революции с 20 июля по 5 августа, участие в сообытии приняли около 50 российских предприятий и дизайнеров из 25 регионов страны. Организатором выступило коммуникационное агентство АГТ при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Правительства Москвы.
Это мероприятие проходило в столице впервые, и москвичи могли узнать о нём только по рекламным каналам или, проходя мимо, заметить, заинтересоваться и посетить. На интерес повлияло в первую очередь то, что организаторы выбрали в качестве основной темы русский национальный костюм.
Кокошник как драйвер интереса
V Всероссийская ярмарка одежды, обуви и текстиля открылась 21 июля, через неделю после окончания чемпионата мира по футболу 2018 года, который проходил в России. Как известно, одним из атрибутов чемпионата стал русский кокошник. За это спасибо трём болельщикам, которых показали в эфире во время матча Россия – Испания, в котором наша команда победила фаворита в серии пенальти. Так что ярмарка проводилась на пике интереса к изделиям, выполненным в национальном стиле, а цены на них выросли в 5-10 раз.
Огромное значение сыграло и место, где проводилось мероприятие – Площадь Революции, самый центр Москвы, где поток туристов не прекращается ни на минуту. В тот момент многие иностранные болельщики не успели разъехаться по своим странам. У витрин выстраивались очереди: увидев огромную площадку, выполненную в национальном стиле, люди просто не могли пройти мимо. Посетителей интересовала не только продукция, но и история изделий, тонкости производства и культура в целом.
Лицом к лицу с покупателем
Главная проблема во взаимоотношении мелких и средних производителей с потребителями сегодня – отсутствие взаимопонимания. Крупный бизнес проводит многочисленные исследования и понимает, в каком направлении двигаться. Отдельные дизайнеры и мелкое производство зачастую работают вслепую, ориентируясь на собственный вкус и представления о потребностях покупателей.
Единственный выход в этой ситуации – встреча лицом к лицу. Один из посетителей ярмарки сказал, что ему понравились изделия, представленные у одного из производителей. Но оказалось, что он шьёт только для людей с «пышными» формами. В итоге, было принято решение расширить размерный ряд.
Как показало анкетирование, наибольшим спросом пользовались повседневные товары. Чаще покупали изделия, предназначенные для женщин. А с пустыми чемоданами домой вернулись те, кто ориентировался именно на доступность своего ассортимента. Посещаемость отдельных витрин, по словам экспонентов, достигла 10 тысяч человек за две недели проведения ярмарки. 83% заявили о том, что удовлетворены полученными результатами. Как правило, это было связано с количеством продаж представленной продукции. Но многие отмечали важность обратной связи, когда даже иностранные туристы задают вопросы о промысле и традициях изделия.
Станьте мемом
Со стопроцентной вероятностью угадать, какая фотография взорвёт интернет и в ближайшие несколько недель будет кочевать от паблика к паблику, невозможно. Но когда прослеживается конкретная тенденция, проще оказаться в мейнстриме.
Дата 21 июля во многом стала ключевой в успешности V Всероссийской ярмарки одежды, обуви и текстиля. В этот день состоялось открытие мероприятия, фотографии с которого затем нередко попадались на глаза в случайных аккаунтах незнакомых людей, хотя никто не призывал выкладывать снимки с определённым хэштегом, не было конкурсов на самую лучшую фотографию и тому подобного.
Просто, когда на подиуме появляется модель не в платье от молодого французского кутюрье, а в народном костюме от мастерицы из Ивановской области, рука невольно тянется к смартфону, а снимок оказывается в Instagram. Особенно, когда это происходит на волне интереса к российской культуре.
Из офлайна в онлайн и обратно
Торговые центры сегодня до сих пор привлекают людские потоки, но многим потребителям хочется чего-то нового – того, что не представлено в сетевых магазинах. По данным социологов, каждый третий покупатель идёт в магазин, чтобы найти и померить понравившуюся вещь, а покупать её он будет онлайн по более доступной цене. Более 70% россиян сравнивают цены в интернете и ищут сопоставимый товар. Но однообразие ассортимента, представленного в торговых центрах, людям тоже наскучило, отсюда интерес к мелкоформатной торговле в виде ярмарок и к модным дизайнерам, которые продают свои изделия в соцсетях.
Instagram, ВКонтакте, Facebook – это возможность для мелкого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и дизайнеров рассказать о своей продукции большому количеству людей. Но когда ресурс завлечения покупателей в сообщество исчерпан, остается вариант встречи с новыми потенциальными клиентами «в полях». Ярмарка дает такую возможность. Человек может потрогать, примерить и купить изделие. Если оно ему понравится, то он вернётся к изготовителю, но уже онлайн.
Иногда они возвращаются
Ярмарка проходила больше двух недель. Для её участников это были две недели беспрерывной работы в режиме 24/7. Для посетителей – один из вариантов досуга. В таком городе как Москва, где развлечения на каждом шагу, если человек за такой короткий промежуток времени несколько раз посещает одно и то же место – это успех. Один из производителей после мероприятия сказал: «получили много положительных эмоций – люди приходили на следующий день в наших товарах и благодарили за качество». И не просто приходили, а вновь пополняли свой гардероб, и это главный показатель успеха.
Об авторе: Евгения Ажиганич, руководитель направления в коммуникационном агентстве «АГТ»