Сегодня российские суды переполнены исками, а правоохранительные органы завалены заявлениями о правонарушениях различной степени тяжести. Только за последний год число дел по «экономическим» статьям выросло на 20% и составило более 230 тыс. До суда доходит меньше четверти дел, в том числе благодаря усилиям не только адвокатов, но и специалистов в области судебного пиара. А количество исков, освещаемых в прессе, только за последний год выросло в десятки раз.
Что такое Litigation PR?
Судебный пиар или как его ещё называют Litigation PR (LPR) зародился в Соединённых Штатах Америки, где судьбу дела решали присяжные, и общественное мнение играло ключевую роль. Вместе с развитием средств массовой информации и судебной системы росла и роль судебного пиара.
В Европу и Россию это направление коммуникаций пришло сравнительно недавно — на рубеже нулевых и, прежде всего, как способ с помощью общественного мнения повлиять на суд, правоохранительные органы и противоположную сторону конфликта. Главная цель — благополучное, взаимовыгодное разрешение судебного спора при минимальном репутационном ущербе для всех сторон конфликта.
Кому нужен судебный PR?
Успех рассмотрения дела в суде во многом зависит не только от избранной адвокатской стратегии, но и от поддерживающей её PR-кампании. Следует сразу отметить, что работа с общественным мнением в условиях судебного или досудебного противостояния отличается от стандартных методов работы PR-служб. А ранее принятая общая PR-стратегия может даже оказаться губительной для дела и репутации клиента.
Кому следует в первую очередь подумать о стратегии работы со СМИ в ходе судебного разбирательства:
- компаниям, чьи ценные бумаги торгуются на биржах, и любой публичный конфликт может нанести финансовый ущерб;
- компаниям с известным брендом, который может пострадать вследствие ударов по репутации;
- лидерам общественного мнения, артистам, политикам и пр., чья деятельность находится под пристальным вниманием СМИ;
- предпринимателям, от чьей репутации зависит их бизнес и лояльность клиентов.
Следует помнить, что общественное мнение используют в своих целях не только ответчики, но и истцы и правоохранители. Если вы не работаете со СМИ, то за вас и против вас это делают соперники.
Формула успеха ведения PR-кампании
Вот семь основных правил ведения успешной PR-кампании в ходе судебного разбирательства:
- Заранее разработайте вашу PR-стратегию и согласуйте её с адвокатом;
- Составьте таблицу ключевых тезисов, объясняющих вашу позицию;
- Составьте список убедительных доказательств (желательно документальных) ваших утверждений;
- Помогите журналистам разобраться в юридических тонкостях дела простым языком и короткими тезисами;
- Не используйте фразу «без комментариев», придумайте ответ, не комментирующий дело по существу;
- Старайтесь предугадать следующий шаг противоположной стороны конфликта;
- Иногда вместе с адвокатом следует пригласить специалиста, разбирающегося в судебном пиаре.
Главным каналом коммуникаций и способом работы с общественным мнением в судебном пиаре являются СМИ. Именно с журналистами важно выстроить доверительные отношения, именно их в первую очередь важно убедить в своей правоте. В противном случае они сами решат, кто жертва. Обычно ей становится тот, кто традиционно в этом обществе носит подобную роль. В России, если судят чиновника, то он априори — взяточник, если бизнесмен, то точно украл деньги, если судят крупную компанию за нарушение экологических норм, то она совершенно точно что-то вылила в почву или воду и кого-то отравила и так далее.
У всех нас есть сложившиеся стереотипы героев и подлецов. Поэтому во избежание крупного репутационного и финансового ущерба важно работать со СМИ и заранее планировать кампанию. В противном случае придётся тушить пожар огнём, а не водой.
Особую роль медийная стратегия играет в работе со знаменитостями. Благодаря презумпции невиновности клиент может быть оправдан на основании недостаточности или неубедительности улик. Например, в Германии известный телеведущий Йорг Кахельман (Jörg Kachelmann), обвинённый в изнасиловании одной из своих любовниц, был оправдан за отсутствием убедительных доказательств. Процесс продолжался несколько месяцев и широко освещался в прессе ФРГ. Решение суда публика встретила аплодисментами. Основной посыл защиты заключался в том, чтобы убедить всех в желании «жертвы» отомстить телеведущему из чувства ревности, оговорив его в суде.
Как неоднократно заявлял журналистам Йорг, его связь с «потерпевшей» просто слишком затянулась. И когда та обнаружила, что у него есть другая, то решила ему отомстить. В результате так и осталось неясным, совершил ли Кахельман преступление или женщина попыталась из ревности его оговорить. Но общество и правосудие встало на сторону звезды экрана.
Интернет за вас
Важно также помнить о работе в социальных сетях. С развитием Твиттера, Фейсбука, ВКонтакте и Телеграма ваш голос может утонуть в сотнях или тысячах постах пользователей. А для успеха кампании важно, чтобы во время судебного заседания прислушались именно к вам.
Есть определённый набор решений, которые позволят получить поддержку в соцсетях. Здесь крайне важна легенда, с которой вы обращаетесь к интернет-сообществу. Желательно, чтобы ваш образ соответствовал сложившемуся общественному стереотипу жертвы, столкнувшейся с несправедливостью в рассмотрении дела.
Затем важно определить каналы распространения информации о вашем деле в формате, приемлемом для социальных сетей. Понять, кто из лидеров мнений вас может поддержать, предложить механизм поддержки – интернет-флешмоб, голосование, петиция и прочее. Если вы попали в точку с настроением сообщества, то кампания в интернете будет развиваться по лавинообразному сценарию – большое количество репостов, активное обсуждение в блогосфере, выход из онлайна в оффлайн, когда люди готовы куда-то прийти и поддержать вас лично.
В идеале, конечно, лучше не доводить дело до суда. А с помощью правильно подобранных PR-инструментов и, как следствие, благоприятного общественного мнения оказать давление на оппонентов — заставить их изменить свою позицию, пойти на компромисс или вовсе отказаться от исковых требований.
Спрос на справедливость
Судя по тому, как много просмотров набирают публикации в СМИ о разбирательствах, можно сделать вывод, что у общества есть определённый спрос на подобную информацию. Например, дело осуждённой за репост видео с издевательствами над ребёнком воспитательницы из Екатеринбурга Евгении Чудновец получило широкое освещение в федеральных СМИ, в том числе и на страницах «Комсомольской правды». Число просмотров каждой публикации исчисляется десятками тысяч. «Комсомолка» освещала весь процесс вплоть до освобождения Евгении по УДО.
Это значит, что растёт правовая культура как читателей, так и журналистов, растёт спрос на привлечение внимания широкой общественности к поискам правды и справедливого суда. Это значит, что специалисты по пиару будут всё более востребованы, так как именно они, в отличие от адвокатов, могут обращаться не к букве закона, а к совести и сердцу широкой аудитории и способствовать справедливому рассмотрению дел в суде.
Илья Митасов,
эксперт в области PR и массовых коммуникаций
Фото: Фотобанк «Фотодженика»