Алексей Каптерев — один из главных российских тренеров в области публичных выступлений и преподаватель курса “Контент-маркетинг. Аутентичные коммуникации” рассказал в интервью Mediabitch.ru о составляющих эффективной деловой коммуникации, людях с яркой харизмой и секретных приемах спичрайтеров.
— Как вы вдруг стали заниматься презентациями?
- В конце 2003 года я работал аналитиком в консалтинговой компании. Фирма специализировалась в области стратегического консалтинга. Нашими клиентами были российские министерства, сенаторы, законодатели и в прошлом государственные, а теперь приватизированные компании. Моя работа состояла в написании отчетов, которые должны были способствовать процессу принятия решений. У меня не было практически никаких контактов с клиентами, и я, честно говоря, не сильно из-за этого расстраивался. Меня вполне устраивало просто писать.
Но затем наступил тот самый день. Один из партнеров фирмы (которому я сегодня очень признателен) решил, что мне пора посмотреть на большой мир. Мне надо было «презентовать» перед клиентом фирмы отчет, который я недавно для него написал. Примечание.
Я попытался переделать свой отчет в PowerPoint-презентацию. В результате получился полный буллет-пойнтов кошмар, напоминающий телесуфлер. Такое сегодня уже редко встретишь.
Я помнил, что мой начальник советовал использовать больше картинок. В 2004 году «картинки» брались главным образом из библиотек клипарта, встроенных по умолчанию в Microsoft Office. При этом у меня полностью отсутствовали навыки дизайна, да и вкус был весьма далек от идеала. Так что — да, там было несколько картинок, но, по правде говоря, лучше бы их не было вовсе. Я говорил на протяжении 30 минут, и все шло хорошо (или, по крайней мере, я так думал).
К несчастью, оказалось, что клиент не вполне разделяет мою точку зрения. Он не понял, зачем был подготовлен этот отчет, что такое он выявил и зачем мы потратили на это столько времени и денег. Моим начальникам пришлось тут же сымпровизировать еще одну презентацию, которая, к счастью, возымела эффект. Клиент в итоге успокоился, но попросил никогда больше не поручать мне проводить презентации. Я был так расстроен, что пообещал себе в следующие же несколько месяцев научиться делать презентации.
— Есть продолжение этой истории?
— Да, как ни странно, есть – много лет спустя один из тех самых недовольных клиентов заказал мне еще раз презентацию. И на этот раз был абсолютно доволен.
Между этими двумя событиями, естественно, была долгая работа над собой: я много читал и я много копировал людей. Транскрибировал презентации Джобса, выступал с этими презентациями, старался быть убедительнее и профессиональнее, как опять же Стив Джобс.
— Это человек, который вас вдохновляет?
— Да, я очень уважаю Джобса.
«В нашем компьютере нет сидирома, но мы делаем вот такие конкретные шаги и так-то работаем над этим» — вот пример отличной бренд коммуникации от Джобса.
Хорошая бренд-коммуникация всегда построена на том, что ты находишь проблему, которая тебя волнует, и решаешь ее.
— Есть ли какие-то общие лайфхаки, помогающие развить ораторское искусство и умение выступать перед аудиторией? Что-то вроде приемов, использованных в фильме «Король говорит»?
— Нет, нет, «Король говорит» — это история психотерапии, у этого человека был серьезный дефект и этот фильм – рассказ о его борьбе с этим дефектом.
Публичные выступления – это история собственной проблемы и её преодоления, история личного опыта и какой-то благой вести, которую рассказчик несет своей аудитории – что он выстрадал, что он понял, в чем его вывод после преодоления.
— А если продукт идеальный , и нет проблем, с «что бы такого» рассказать?
— Тогда, конечно, презентации не нужно, продукт продаст сам себя! Но, как правило, продуктов без недостатков или без истории преодоления не бывает, или, скажем, если продукт почти идеальный, бывают истории неофобии – боязни нового продукта. Поэтому презентации, конечно, необходимы.
— Без чего не может обойтись хорошая презентация?
— Сначала выступающему нужно сесть и хорошенько продумать, какую задачу решает его выступление, какая в нём основная проблема. То есть, что ты хочешь донести до аудитории, и зачем это аудитории нужно. Дальше описываешь план решения проблемы, описываешь то, что ты презентуешь.
Нужно сразу определиться, в чём основное прозрение, big idea, основная новость выступления, которую вынесет человек после встречи со мной.
К примеру, недавно я смотрел недавнее выступление Моники Левински на конференции TED – она говорила о том, как трудно, когда на тебя выливается много грязи, и люди готовы тебя уничтожить, хотя, по большому счету, ты никого не убивал. Выступление о толерантности, скажем. И оно было подкреплено её личной историей, историей преодоления её минусов и плюсов – и таким образом, выступление получилось прекрасное и очень убедительное.
— А есть какие-то техники подготовки речи, которые пригодятся спичрайтеру?
— Безусловно! Необходимо прочесть вслух ваше выступление, это поможет прочувствовать, насколько оно сильное или убедительное. В том же выступлении Моники Левински (над котором, было понятно, поработал хороший спичрайтер) были очень сильные куски, которые совпадали с ее образом, и было видно, что это ей близко. А были философские куски, которые, скорее, присущи книжным размышлениям, и было понятно, что Моника Левински в нормальной жизни так не говорит. То есть, выступление стоит отрепетировать, чтобы такого диссонанса не возникало.
— А можно ли как-то развить в себе притягательность, личную харизму? Можно ли этому научиться?
— Харизма, на мой взгляд, это внешнее проявление внутренних качеств. Опять же, пример Стива Джобса убеждает нас, что харизма зачастую приобретается когда человек упорно следует к своей цели и насколько он герой в этом.
Как ни странно, большой харизмой обладают люди, которые сидели в тюрьме.
Вот если человек готов за свои идеи сидеть в тюрьме, если они в тюрьме долго думали о них – вот тогда его ничто не может сломить, харизма такого человека видна, она читается во всем – потому что человек выносил свою мысль и свою идею.
— А что бы вы порекомендовали людям, которые хотят подтянуть своё ораторское искусство и мастерство выступления?
— Во-первых, книгу «Анатомия истории – 22 шага для того, чтобы стать рассказчиком» Джона Труби. Во-вторых , книгу Роберта Маки «История на миллион долларов». У нас эта книга выпущена под именем «История», что сбивает, конечно, читателей, они думают, что это учебник истории. Ну и можно прочесть ещё мою книгу «Мастерство презентации».
Фото из Фейсбука Алексея Каптерева
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.