Алексей Каптерев: «Харизма — это когда человек упорно следует к своей цели»

Алексей Каптерев — один из главных российских тренеров в области публичных выступлений и преподаватель курса “Контент-маркетинг. Аутентичные коммуникации” рассказал в интервью Mediabitch.ru о составляющих эффективной деловой коммуникации, людях с яркой харизмой и секретных приемах спичрайтеров.

— Как вы вдруг стали заниматься презентациями? 

- В конце 2003 года я работал аналитиком в консалтинговой компании. Фирма специализировалась в области стратегического консалтинга. Нашими клиентами были российские министерства, сенаторы, законодатели и в прошлом государственные, а теперь приватизированные компании. Моя работа состояла в написании отчетов, которые должны были способствовать процессу принятия решений. У меня не было практически никаких контактов с клиентами, и я, честно говоря, не сильно из-за этого расстраивался. Меня вполне устраивало просто писать.

Но затем наступил тот самый день. Один из партнеров фирмы (которому я сегодня очень признателен) решил, что мне пора посмотреть на большой мир. Мне надо было «презентовать» перед клиентом фирмы отчет, который я недавно для него написал. Примечание.

Я попытался переделать свой отчет в PowerPoint-презентацию. В результате получился полный буллет-пойнтов кошмар, напоминающий телесуфлер. Такое сегодня уже редко встретишь.

2

Я помнил, что мой начальник советовал использовать больше картинок. В 2004 году «картинки» брались главным образом  из библиотек клипарта, встроенных по умолчанию в Microsoft Office. При этом у меня полностью отсутствовали навыки дизайна, да и вкус был весьма далек от идеала. Так что — да, там было несколько картинок, но, по правде говоря, лучше бы их не было вовсе. Я говорил на протяжении 30 минут, и все шло хорошо (или, по крайней мере, я так думал).

К несчастью, оказалось, что клиент не вполне разделяет мою точку зрения. Он не понял, зачем был подготовлен этот отчет, что такое он выявил и зачем мы потратили на это столько времени и денег. Моим начальникам пришлось тут же сымпровизировать еще одну презентацию, которая, к счастью, возымела эффект. Клиент в итоге успокоился, но попросил никогда больше не поручать мне проводить презентации. Я был так расстроен, что пообещал себе в следующие же несколько месяцев научиться делать презентации.

— Есть продолжение этой истории?

— Да, как ни странно, есть – много лет спустя один из тех самых недовольных клиентов заказал мне еще раз презентацию. И на этот раз был абсолютно доволен.

Между этими двумя событиями, естественно, была долгая работа над собой: я много читал и я много копировал людей. Транскрибировал презентации Джобса, выступал с этими презентациями, старался быть убедительнее и профессиональнее, как опять же Стив Джобс.

— Это  человек, который вас вдохновляет?

— Да, я очень уважаю Джобса.

«В нашем компьютере нет сидирома, но мы делаем вот такие конкретные шаги и так-то работаем над этим» — вот пример отличной бренд коммуникации от Джобса.

Хорошая бренд-коммуникация всегда построена на том, что ты находишь проблему, которая тебя волнует, и решаешь ее.

3

— Есть ли какие-то общие лайфхаки, помогающие развить ораторское искусство и умение выступать перед аудиторией? Что-то вроде приемов, использованных в фильме «Король говорит»?

— Нет, нет, «Король говорит» — это история психотерапии, у этого человека был серьезный дефект и этот фильм – рассказ о его борьбе с этим дефектом.

Публичные выступления – это история собственной проблемы и её преодоления, история личного опыта и какой-то благой вести, которую рассказчик несет своей аудитории – что он выстрадал, что он понял, в чем его вывод после преодоления.

— А если продукт идеальный , и нет проблем, с «что бы такого» рассказать?

— Тогда, конечно, презентации не нужно, продукт продаст сам себя! Но, как правило, продуктов без недостатков или без истории преодоления не бывает, или, скажем, если продукт почти идеальный,  бывают истории неофобии – боязни нового продукта. Поэтому презентации, конечно, необходимы.

— Без чего не может обойтись хорошая презентация?

— Сначала выступающему нужно сесть и хорошенько продумать, какую задачу решает его выступление, какая в нём основная проблема. То есть, что ты хочешь донести до аудитории, и зачем это аудитории нужно.  Дальше описываешь план решения проблемы, описываешь то, что ты презентуешь.

Нужно сразу определиться, в чём основное прозрение, big idea, основная новость выступления, которую вынесет человек после встречи со мной.

К примеру, недавно я смотрел недавнее выступление Моники Левински на конференции TED – она говорила о том, как трудно, когда на тебя выливается много грязи, и люди готовы тебя уничтожить, хотя, по большому счету, ты никого не убивал. Выступление о толерантности, скажем. И оно было подкреплено её личной историей, историей преодоления её минусов и плюсов – и таким образом, выступление получилось прекрасное и очень убедительное.

4

— А есть какие-то техники подготовки речи, которые пригодятся спичрайтеру? 

— Безусловно! Необходимо прочесть вслух ваше выступление, это поможет прочувствовать, насколько оно сильное или убедительное. В том же выступлении Моники Левински (над котором, было понятно,  поработал хороший спичрайтер) были очень сильные куски, которые совпадали с ее образом, и было видно, что это ей близко. А были философские куски, которые, скорее, присущи книжным размышлениям, и было понятно, что Моника Левински в нормальной жизни так не говорит. То есть, выступление стоит отрепетировать, чтобы такого диссонанса не возникало.

— А можно ли как-то развить в себе притягательность, личную харизму? Можно ли этому научиться? 

Харизма, на мой взгляд, это внешнее проявление внутренних качеств. Опять же, пример Стива Джобса убеждает нас, что харизма зачастую приобретается когда человек упорно следует к своей цели и насколько он герой в этом.

Как ни странно, большой харизмой обладают люди, которые сидели в тюрьме.

Вот если человек готов за свои идеи сидеть в тюрьме, если они в тюрьме долго думали о них – вот тогда его ничто не может сломить, харизма такого человека видна, она читается во всем – потому что человек выносил свою мысль и свою идею.

— А что бы вы порекомендовали людям, которые хотят подтянуть своё ораторское искусство и мастерство выступления?

— Во-первых, книгу «Анатомия истории – 22 шага для того, чтобы стать рассказчиком» Джона Труби. Во-вторых , книгу Роберта Маки «История на миллион долларов».  У нас эта книга выпущена под именем «История», что сбивает, конечно, читателей, они думают, что это учебник истории.  Ну и можно прочесть ещё мою книгу «Мастерство презентации».

 

Фото из Фейсбука Алексея Каптерева