Новые профессии — блогеры, независимые журналисты, музыканты, художники — требуют новых решений. Для таких децентрализованных профессий есть целая экосистема ресурсов, позволяющая монетизировать свой труд без огромных вложений: платные подписки, донаты, чаевые, краудфандинг. Рассказываем, какие инструменты доступны творческой личности для реализации даже самых скромных планов.
Размер не имеет значения
Для того, чтобы хорошо жить и влиять на умы поколений достаточно небольшой аудитории. В каждом городе вашей страны найдется хотя бы пара человек, которым нравится ваш комикс, хардстайл-ремиксы хитов Николая Расторгуева или нервный стендап. Аудитория образует три концентрических круга по градусу лояльности: 300 настоящих фанатов, 600 просто фанатов, 1800 вяло интересующихся поклонников.
300 настоящих фанатов купят у вас все и не один раз: каждый сингл, каждое фото, футболку, кепку с вашей подписью, билет на концерт за 200 км от их дома. Такие микро-аудитории характерны для соцсетей и мессенджеров: большинство Telegram-каналов, аккаунтов в Twitter никогда не наберут более 10 тысяч подписчиков.
Три тысячи подписчиков в рассылке, закрытой группе, публичном канале — этого количества достаточно для старта платных подписок для независимого продюсера, иллюстратора, автора, музыканта. Иногда и три тысячи будет много: 169 подписчиков блога программиста обеспечивают ему постоянный поток заказов. Да, если ваш продукт или услуга имеют высокую цену на рынке, то даже сотни подписчиков хватит для достойного заработка.
Подписки на ваш продукт решают сразу несколько задач: анонсы для небольшой базы фанатов, доступ к эксклюзиву для самых преданных поклонников, регулярные продажи небольших партий вашего творчества.
Инструменты для платных подписок
Сегодня на рынке есть десятки решений для платных подписок, завтра их появится в разы больше. Базовая архитектура подписной модели может выглядеть вот так:
- Сайт на WordPress
- Плагин Woocommerce
- Сервис почтовых рассылок Mailchimp
- Платежные системы Paypal, Stripe, десятки решений для микроплатежей
В Китае логистическая цепочка доставки подписок и получения платежей упрощается до встроенных решений на платформах Weibo (аккаунты V+), Wechat (подписные аккаунты 订阅号).
В англоязычных странах подписные сервисы начали делить рынок по нишам:
- Patreon — универсальное решение для блогеров, геймеров.
- Tribe — подписки для маркетологов и консультантов, которые хотят собрать свои комьюнити, но не хотят расставаться с плагинами WordPress.
- Buy Me a Coffee — художники, иллюстраторы, музыканты собирают чаевые.
- Substack — подписки для журналистов, независимых медиа.
- Podia — подписки для продаж онлайн-курсов.
- Ko-Fi — платформа для регулярных донатов авторам подкастов, косплейщикам.
- SubscribeStar — подписки на музыкантов, коучей, религиозных проповедников.
В России подписная модель только развивается: Boosty — аналог Patreon для художников и авторов, Paywall — телеграм-бот для подписок в мессенджере.
Платные подписки хороши, когда они предлагают подписчикам гибкость. Если для того, чтобы отписаться или изменить тарифный план, пользователям нужно звонить в американский офис компании, где им посоветуют связаться с техподдержкой сингапурского офиса (который аутсорсит звонки на колл-центр в Филиппинах), то подобная эстафета может огорчить даже терпеливого фаната. Это реальный случай с подпиской на известное медиа, название опустим из уважения к бренду.
Гибкая подписная модель разрешает подписчикам изменять тарифный план без необходимости звонить/писать в техподдержку; самим выбирать длительность платных периодов и периодичность рекуррентных платежей; оплачивать подписки в разных валютах и с разных карт; автоматически прекращать и возобновлять подписки.
Примеры культовых авторов с небольшой лояльной аудиторией
Buckethead. Гитарный фрик с ведром на голове, играет рок и десяток смежных стилей, но менее всего похож на рок-звезду. Известен тем, что играет невозможные соло на электрогитаре, может выпускать по 130 мини-альбомов за один календарный год.
Но он не зарабатывает на своих альбомах — это его подарок настоящим фанатам. Основной доход он получает с заказов на саундтреки для фильмов. Кроме этого, Buckethead востребован в качестве сессионного музыканта для десятков групп и проектов, часто играет в небольших местных клубах, переиздает свои старые песни на виниле для коллекционеров.
Павел Гуров. Пишет о диджитал маркетинге для небольшой аудитории на закрытом telegram-канале, Gurov Digital Pro. В свободное время путешествует по миру, начитывает подкасты. Павел Гуров настоящий маркетолог — все сервисы проверяет на себе, его можно найти на iTunes, Patreon, YouTube, Paywall. Читателей у Павла немного, настоящих фанатов еще меньше. Но он не жалуется, потому что любит и умеет работать с подписками.
Carnivore Aurelius (Плотоядный Аврелий). Вяленое мясо приправленное ненавистью к современному западному миру и философией Марка Аврелия. Чипсы из печени по подписке + токсичные твиты — что может быть безумнее такого бизнес-плана? Тем не менее, Плотоядный Аврелий умеет создавать дополнительную стоимость своих печеночных чипсов персональным коучингом в смсках.
Подпись: «Мы живем в компьютерной симуляции. Я сбежал из нее и украл печень создателя симуляции. Теперь я продаю вам эту печень в виде чипсов».
София Губайдуллина. Композитор авангардной музыки. Настолько авангардной, что ею восхищались всего три слушателя. Никто не хотел слушать симфонии Губайдуллиной, поэтому ее поставили в черный список российских композиторов.
Но три верных слушателя подсказали Софии писать музыку для кино и мультфильмов. Чем она и зарабатывала на жизнь: писала саундтреки для «Маугли», «Крейцеровой сонаты», «Мария — королева Шотландии» и других фильмов. Пример Софии Губайдуллиной показывает, что даже в тупике карьеры настоящие фанаты способны выручить самобытного автора.
Вася Ложкин. Художник, юрист, музыкант и просто хороший человек. Его картины с котами растащили по всему рунету. Вася Ложкин продает свои картины небольшому количеству настоящих поклонников, играет на концертах для 50 человек. В остальное время он рисует обложки альбомов для музыкантов, рекламные анимации, делает сувениры по мотивам своих работ, занимается непонятно чем. Живой пример того, что микро-звезды хорошо живут и без стадионов, без своих реалити-шоу в телевизоре.
Дайте смысл и радость небольшой, но преданной армии фанатов. Так вы не будете зависеть от решений продюсеров или веяний моды. Краудфандинг, платные подписки, собственный магазин избавляют от желания гнаться за крупными спонсорами, выжигать свою преданную аудиторию канонадой сомнительной рекламы и непонятными коллаборациями с хайповыми персонажами.
Завтра все товары и услуги будут на подписках. Работа, образование, досуг, развлечения. Сегодня у вас есть время, пока окно возможностей открыто — один человек может за год набрать небольшую аудиторию.
Об авторе: Жанна Юнге, контент-стратег в сервисе подписок Paywall