Параллельно с тем, как всем без исключения стал нужен личный бренд, с такой же силой вспыхнула потребность в выступлениях со сцены. Это объяснимо. Даже просто на уровне картинки: человек на сцене, которого слушают десятки и сотни людей, воспринимается круче, умнее, экспертнее. Во-вторых, строчки в профайле «спикер федеральных/отраслевых мероприятий» — лучшее социальное доказательство «экспертности».
Это взаимодействие с широким кругом людей, которое как золотая антилопа одним ударом копытца генерит социальную валюту: контакты, отношения и связи. Поэтому экспертные выступления и спикерство — это один из самых эффективных способов продвижения, построения персонального бренда, а иногда и продаж. Рассказываем, как сменить кресло слушателя в зрительном зале на место у микрофона.
Шаг №1. Постановка цели
Первое, что нужно сделать – ответить на вопрос «зачем»? Вы можете сказать, что главная причина была только что озвучена выше — это самый эффективный способ достижения определенного перечня целей, связанных с продвижением. Но очень редко у тех, кто стремится в спикеры, продвижение — это истинная цель.
Чаще всего людей на сцену толкает потребность в признании, известности, да чего там — просто тщеславие. Слушатели же приходят за пользой. Поэтому спикерство — это про трансляцию и демонстрацию профессиональной ценности. Именно ее наличие запускает все те результаты, которые дают публичные выступления.
Шаг №2. Определение сферы компетенций
Часто бывает, что профессионал ведет свою деятельность в компании, решает сложные, подчас требующие высокого профессионализма задачи, но относится к этому как к рутине. Поэтому главная задача – увидеть за ежедневной операционной работой обобщенный опыт и его ценность. На этом этапе лучше всего работать со специалистом, потому что самостоятельно увидеть что-то выдающееся в своей работе бывает сложно.
Если вы на протяжении нескольких лет успешно работаете в одной отрасли, то наверняка являетесь экспертом в ней. Нужно только «вытащить» наружу достижения и результаты, которые можно упаковать в кейсы. Они и будут темами ваших будущих выступлений. Их может быть немного — 2 или 3. Не обязательно быть экспертом во всем. Не стоит сразу пытаться стать экспертом и в бизнес-процессах, и в маркетинге, и в психологии, и в стратегическом планировании. Обо всем – часто значит ни о чем.
Даже если главная ваша цель — продавать через мероприятия, важно, чтобы темы и содержание ваших выступлений не носили рекламного характера. Такие доклады сразу отсеиваются организаторами или вы получаете в ответ на свою заявку о включении в программу коммерческое предложение. Через платные слоты тоже можно становиться спикером, но сейчас не об этом.
Шаг №3 (возможный, но не обязательный). Работа с психологом/коучем
Как правило, на предыдущем этапе многие будущие эксперты в полный рост встречаются с синдромом самозванца. Как быть в этой ситуации? Принять за истину утверждение: любой индивидуальный опыт — уникален. И действовать только исходя из него. Поработать с психологом или коучем по присваиванию себе этого опыта и собственной ценности.
Стремление к известности, медийности, продвижению своей персоны — это потребности, которые свойственны человеку на определенном уровне личностного развития. Если оперировать понятиями спиральной динамики, то существует несколько уровней развития личности или компании, каждому из которых соответствует свой набор ценностей, которые влияют на его поведение и действия.
Спикерство/экспертность/личный бренд — понятия из оранжевого уровня, для которого характерны ценности: конкуренция, успех, «я лучший», «мой продукт лучший», есть я и мой мир крутится вокруг меня. «Оранжевыми» движет необходимость постоянно это доказывать.
Это не значит, что все остальные уровни хуже или экспертом и спикером может стать только «оранжевый». Вовсе нет. Просто «оранжевым» это дается проще, быстрее и органичнее. Именно они пропустят этот третий шаг.
Шаг №4. Пакет материалов спикера
1. Профайл, пресс-портрет, био — основной инструмент для работы по продюсированию участия в мероприятиях. Именно с его помощью мы в первую очередь продаем себя организаторам мероприятий.
Что в нем должно быть:
— Ниша
— Должность
— Ключевые вехи биографии
— Ключевые реализованные проекты
— Успешный опыт
— Доказательства и факты, подтверждающие этот успех
— Информация о наградах и профессиональных достижениях
— Публикации эксперта в СМИ
Пример анкеты эксперта, которую мы заполняем со спикерами для создания пресс-портрета
2. Темы выступлений, 2-3 на выбор. Формулируем на основе тех, что создавали в шаге №2. Почему нельзя взять те же самые? Потому что для успешных переговоров об участии ваши темы должны «биться» с программой и замыслом организатора конкретного мероприятия. Поэтому прежде, чем предлагать темы выступления, посмотрите в программу и найдите там блок или конкретную тему, которую уже заложили туда организаторы и примерьте ее на себя. Скорректируйте темы своих кейсов под заявленные в программе.
3. Презентация выступления. Ее, как правило, отправляем после утверждения окончательной темы доклада.
После первого успешного опыта участия ваш пакет документов пополнится:
4. Отзывом организаторов мероприятия о вас как о спикере
5. Видеозаписью выступления
Поэтому позаботьтесь о том, чтобы это организовать. Заранее спросите у организаторов, будут ли записывать выступления. Если это не предусмотрено, договоритесь о том, что будете это делать сами, спросите, куда лучше поставить камеру, найдите исполнителя.
Также и с отзывом: уточните до мероприятия, сможете ли вы его получить после окончания. Причем не только от организаторов. Если после выступления к вам подходят благодарные слушатели, не скромничайте и попросите разрешения использовать этот отзыв в своих соцсетях.
Для чего нужны отзывы и видеозаписи? Они бывают обязательным условием рассмотрения вас как спикера для выступления на авторитетных и качественных площадках.
Шаг №5. Календарь мероприятий
События готовят задолго до даты проведения. Переговоры со спикерами и формирование программы начинаются в среднем за полгода. Поэтому вам необходим календарь всех предстоящих событий по вашей теме на год.
Где искать? Есть множество площадок-агрегаторов событий, страницы отдельных отраслевых сообществ в соцсетях, специальные группы по поиску экспертов и спикеров и другие сервисы. Можно просто через поиск в соцсетях находить такие посты.
При отборе мероприятия начинающему спикеру не нужно сразу замахиваться на крупные события. Точнее вы можете, опять же через коммерческие слоты, выбирать любое. Но если мы идем другим путем, лучше начинать с более узких мероприятий, главное — они должны быть близки по теме к вашей сфере экспертизы.
После участия в каждом из мероприятий нужно не забывать обновлять пресс-портрет. В результате он обрастает достижениями как снежный ком и со временем выглядит все более убедительно.
Шаг №6. Спикерство и экспертность без PR — пустые хлопоты
Если коммуникационно не поддерживать свою спикерскую деятельность — эффективность снижается. Необходимо транслировать и формировать образ спикера в коммуникационных каналах. Что для этого делаем? Анонсируем свое выступление в качестве спикера в соцсетях, публикуем контент с самого мероприятия, знакомимся там с другими спикерами, делаем совместные фото, отмечаем их в постах — используем участие для наращивания аудитории в социальных сетях.
Краткие тезисы выступления можно опубликовать в СМИ на UGC-ресурсах или в отраслевых изданиях. Дистрибутируем эти публикации, например, в соцсетях. Ну и, конечно, демонстрируем ту самую картинку «человек на сцене, которого слушают десятки и сотни людей». То есть комплексно создаем образ эксперта.
Для того, чтобы ваш пресс-портрет был более эффективным, над ним тоже предварительно нужно поработать — инициировать какое-то количество публикаций по теме вашей экспертизы в СМИ.
Настройтесь, что на построение прочного экспертного фундамента уйдет не один год планомерной работы. Но она позволит гарантированно стать спикером самых авторитетных событий в отрасли.
Об авторе: Елена Романенко, руководитель коммуникационного агентства «Медиа Мастерская»