Один из самых продвинутых проектов в области нейросетей — ChatGPT. Он способен генерировать контент в считанные минуты и освобождает время специалистов от рутинных работ на решение более стратегических задач. Игорь Скляр, руководитель SEO-отдела MediaNation, разбирает, как создавать контент с помощью этой нейросети и не попасть под санкции поисковиков.
Для пиарщика нейросеть — помощник и ассистент, способный сортировать, систематизировать информацию и генерировать новые идеи. Чат может придумывать раскадровки для видео, сценарии роликов, заголовки и тексты статей. Он не сможет закрыть все задачи специалиста, но значительно облегчит работу с большим объемом данных и информации. Делимся инструкцией по созданию контента, который привлечет больше аудитории на сайт.
Шаг 1. Регистрируемся
Чтобы начать пользоваться ChatGPT, придется постараться. Нейросеть недоступна в России, а при попытке зарегистрироваться сайт выдает ошибку «Сервисы OpenAI недоступны в вашей стране».
Для регистрации вам понадобится VPN и зарубежная SIM-карта. Если у вас или у ваших знакомых ее нет, вы можете воспользоваться сервисом виртуального номера. Самое главное — авторизовываться, регистрироваться и пользоваться сайтом под VPN страны, от которой у вас SIM-карта. И не забывать включать VPN. Иначе ChatGPT может вас заблокировать.
Шаг 2. Находим темы для контент-плана
Многие задачи в ChatGPT можно выполнять за минуты. Например, автоматизировать подготовку контент-плана. Чтобы нейросеть поняла, что от нее хотят, можно использовать промпты, например:
«Ты — автор блога, который пишет на тему «digital-маркетинг». Тебе нужно придумать контент-план из трех статей, которые будут обладать высоким поисковым спросом».
В этом примере я попросил нейросеть сформировать контент-план из трех материалов на тему диджитал-маркетинга. Вы можете использовать этот промт и для своих целей — практика показала, что он работает. В нашем случае мы получили три хорошие темы, которые можно брать в работу.
Важно просить ChatGPT выступать от имени профессионала, будь то SEO-специалист или маркетолог. Так контент получится более экспертным. Но генерировать статьи целиком мы не рекомендуем, так как не исключаем вероятность, что в будущем поисковики научатся распознавать тексты, сгенерированные нейросетью, и будут применять к ним санкции. Вместо этого лучше сосредоточиться на подготовке качественных материалов, написанных экспертами.
Шаг 3. Ищем ключевые слова
Чат может помочь найти ключевые слова для статьи. Подобрать их вы можете с помощью следующего промпта:
«Ты SEO-специалист. Какие ключевые слова ты будешь использовать для продвижения информационной статьи с названием “Топ-10 стратегий эффективного контент-маркетинга”»
Эти ключевые слова и фразы можно использовать для первого погружения в тематику или в качестве тем для статей. А также вы можете оценить интерес к этим словам и фразам в сервисе Wordstat от Яндекса, понять, какие темы актуальны сейчас, и спрогнозировать количество просмотров.
Для поисковиков также важны так называемые LSI-слова, то есть семантически близкие слова, которые помогают определить тематику текста. Например, для страницы о приготовлении борща логичными будут слова «капуста», «свекла». Не нужно дополнительно добавлять их в текст, так как поисковики способны улавливать их даже при их минимальном количестве, если текст хорошо раскрывает тему.
И не увлекайтесь ключевыми словами в самих текстах — если их слишком много, поисковики посчитают текст спамом и снизят позиции сайта в поисковой выдаче. Проверить текст на переспам можно в специальных сервисах, например в Copywritely.
Кроме того, сейчас количество ключевых слов в тексте уже не имеет значения. Раньше алгоритмы поисковых систем определяли, какие сайты показывать пользователям в результатах поиска, исключительно по текстовому контенту и ключевым фразам на странице. Сегодня поисковые системы анализируют более тысячи различных параметров, чтобы понять, решает ли страница задачу пользователя. Текст на странице должен помочь пользователю найти ответ на свой вопрос, и неважно, сколько в нем используется ключевых слов.
Шаг 4. Составляем структуру статьи
В случаях, когда вам нужно получить от нейросети объемный проработанный ответ, лучше составлять запрос на «родном» языке ChatGPT — английском. Иначе нейросеть тратит много ресурсов на обработку ответа на русском языке, и результат чаще всего нас не устраивал.
Промпт для составления структуры текста может быть таким:
Act as a highly qualified SEO specialist. You need to study partner sites in the niche of website promotion. Especially informational articles on the topic of «SEO». Provide me with a detailed comprehensive article outline template for writing expert material on the topic «SEO Promotion» in Russian language.
В нем мы просим нейросеть представить, что она высококвалифицированный SEO-специалист, и она должна составить структуру статьи по теме «SEO-продвижение» на русском языке.
Результатом мы остались довольны: буквально несколько правок, и получилась бы отличная структура, по которой копирайтер мог начать готовить статью. Вы также можете взять этот промт за основу, и вместо темы указать свою тематику, а вместо названия — заголовок вашей статьи.
Шаг 5. Прописываем мета-теги
Благодаря ChatGPT можно готовить SEO-friendly материалы, которые получат больше охватов. Если в штате вашей компании нет SEO-специалиста или вы публикуете много статей, и не всегда хватает ресурсов для их продвижения в поисковиках, ChatGPT — идеальное решение. Он подойдет, если вам не нужно продвигать статьи по высоконкурентным коммерческим запросам (запросам с целью купить товар) и нет нужды применять сложные SEO-формулы для выявления идеального сочетания мета-заголовка и мета-описания.
Для генерации мета-тегов (мета-заголовков и мета-описаний) можно использовать следующий промпт:
«Ты SEO-специалист. Твоя задача – написать оптимизированные мета-теги для статьи с названием “Топ-10 стратегий эффективного контент-маркетинга”».
В продвижении этой статьи в поисковых системах ты используешь следующие ключи:
Фраза 1
Фраза2
Фраза3
…»
Эти мета-теги ничем не отличаются от тегов, которые напишет живой человек. Рекомендуем генерировать их в нейросети, особенно если не хватает SEO-ресурсов, чтобы привлекать на сайт больше читателей из поисковиков.
Шаг 6. Генерируем заголовки
Бывают ситуации, когда вам необходимо придумать несколько заголовков для одной и той же статьи, для размещения ее на разных площадках. Для этого используйте промпт: «Напиши 10 кликабельных заголовков для статьи с названием “Топ-10 стратегий эффективного контент-маркетинга”»
Шаг 7. Автоматизируем SEO
А теперь перейдем к десерту. Идея набирать руками сотни запросов, копировать результаты каждого из нейросети и вставлять в блог – не очень интересная. Ведь можно все запросы для нейросети генерировать в Google-таблицах.
Сначала нужно связать Google-таблицы и ChatGPT. Для этого нужно получить ключ API в личном кабинете. Эта функция доступна только в платном тарифе, который стоит около 20 долларов в месяц.
Далее необходимо установить расширение браузера для Google-таблиц. Например, я использую GPT for Sheets™and Docs™, но есть и много аналогов. Получаем ключ в ChatGPT, вставляем его в специальное окно в настройках таблиц, — и таблицы готовы взаимодействовать с нейросетью. Как бонус: не нужно будет каждый раз включать VPN, таблицы взаимодействуют с ChatGPT без него.
Разберем, как работает связка с таблицами на примере для генерации мета-тегов:
- В первом столбце (A) мы пишем задачу, например: «сгенерируй тег тайтл на русском языке».
- В следующий столбец (B) пишем условие — для какой статьи нужны теги. Можно указать как тему статьи из контент-плана, так и дать ссылку на уже существующую статью.
- В третьем столбце можно указываем ключевые слова, если они нам нужны, и дополнительные слова, которые хотели бы использовать. Это необязательная опция, запрос будет работать и без ключевых слов.
- Следующий столбец (E) содержит результат. Чтобы его получить, достаточно написать: =GPT и указать диапазон данных, например =GPT(A3:D3; ;F3.
- В последнем столбце (F) указан параметр креативности — от 0,1 до 1. Чем он выше, тем креативнее и необычнее нейросеть будет готовить тексты.
В результате мы получаем готовый результат в виде мета-тегов для всех страниц:
По той же схеме мы можем генерировать темы для статей, анонсы, искать ключевые слова и выполнять другие задачи.
Минусы и подводные камни
ChatGPT — не заменитель специалиста, а скорее его ассистент, который помогает находить и систематизировать информацию. У чата хромает креативность — он не напишет что-то кардинально новое, а просто сгенерирует тексты на основе информации, которая в него загружена. Кроме, того, в базу для обучения могли попасть некорректные данные, в результате чего некоторые тексты выходят с фактическими ошибками. Даже в простых задачах чат может ошибаться.
Нейросеть не всегда понимает контекст и особенности восприятия целевой аудитории. Кроме того, чат обучен на данных до 2021 года и не в курсе последних новостей — такой инструмент не подойдет для новостных изданий.
К текстам, которые выдает нейросеть, нужно относиться с изрядной долей скептицизма. Их нельзя просто скопировать и вставить. Любой контент, который выдает нейросеть, требует вычитки. Мы проверяли нейросеть на метатегах — из 500 около 100 тегов (20%) нужно корректировать и переводить на «человеческий язык».
Об авторе: Игорь Скляр, руководитель SEO-отдела агентства MediaNation