Почти все детство я провела у отца в редакции и типографии. Он был главредом небольшой газеты в провинциальном городке. Помню запах краски свеженапечатанных газет, как они хрустели, когда их резали. Это было волшебство – когда на чистой бумаге появлялись буковки и картинки.
Помню свои первые тексты на печатной машинке. Приятный звук стучащих клавиш и кнопка сдвига. Тогда не было права на ошибку или приходилось перепечатывать весь текст. Наверное, поэтому отношение к текстам у меня – трепетное, а требования к копирайтерам – особые.
Кого искать
Во-первых, я считаю, что пиарщикам надо искать не копирайтеров, а журналистов. Тех людей, кто имел опыт работы в СМИ: писал тексты для газет, журналов, информационных агентств. Журналисты, которые работали внутри редакций, понимают, как надо писать для СМИ. Соответственно, пиарщик (особенно если он сам раньше работал в СМИ) тратит меньше времени и сил, чтобы объяснить, чего хочет. Мы с журналистами понимаем друг друга практически с полуслова, что очень облегчает работу.
Во-вторых, для каждой ниши и эксперта лучше подбирать своего журналиста, потому что у всех разный стиль. Например, экс-сотрудники информационных агентств пишут сухо, тезисно, только факты. Это подойдет для деловых изданий. Но, например, для колонок или женского журнала, где надо писать с образами, такие тексты будут неформатными. Соответственно, если пиарщик ведет психолога или нутрициолога (или эксперта в любой другой мягкой нише), то важно искать журналиста, который работал в сфере лайфстайл или в профильном издании.
В-третьих, важно смотреть не только на портфолио, но и дать выполнить тестовое задание по техзаданию и четкому дедлайну. Задание должно быть оплачиваемым. В среднем цена – 1 рубль за 1 знак.
Где искать
Я сотрудничаю с несколькими журналистами. Как правило, это мои бывшие коллеги. Но также я вижу много объявлений в профильных чатах, где предлагают услуги по написанию статей.
С частью журналистов мы познакомились в процессе работы над материалами, когда я предлагала темы изданиям. Чаще всего авторы берут подработку и пишут тексты для разных редакций. Таким образом, можно убить двух зайцев: журналист будет знать, что у пиарщика классный спикер и использовать его комментарии для статей в разные издания. Он уже вник в процесс и понимает специализацию, стиль и речь эксперта.
Как правильно выстроить работу
Я на берегу уточняю загрузку журналиста. Обычно, я беру одного райтера на одного-двух экспертов. Это позволяет журналисту погрузиться в спикера, вникнуть в его темы, впоследствии начать «говорить» его языком. Также это удобно в том случае, когда редакция использовала не весь комментарий, журналист это отследил и взял информацию для другого СМИ.
Чтобы процесс работы со СМИ был комфортным для экспертов, каждое не вышедшее слово или фразу мы обязательно используем.
Вывод
Важно понять, что копирайтер или журналист, как его ни назови – это часть команды. От него и его текстов зависит результат – количество вышедших публикаций, их качество и то, как в медийном поле представлен эксперт или компания, которых вы сопровождаете.
Но самое классное – когда эксперт пишет тексты сам. Да, это бывает нелогично и нескладно, многое приходится вычитывать и править. Но именно эти тексты – авторские и живые. Такие комментарии и материалы очень любят журналисты и издания. Ведь СМИ читают люди. И чем проще и понятнее вы донесете свои мысли, тем больше аудитории их поймет.
На первом курсе журфака нам сказали золотое правило: «Пиши так, чтобы даже бабушки на лавочке поняли, что ты имеешь в виду». И неважно, идет речь про голубые фишки или голубцы.
Об авторе: Александра Филиппова, продюсер и эксперт по медийности, автор телеграм-канала «Круто ты попал»