Собственник бизнеса, который знает, что и как рассказывать о себе, что именно зацепит его целевую аудиторию и хочет быть публичной персоной, рано или поздно задумывается о найме копирайтера. И здесь многие сталкиваются с непростым квестом, тем более что на рынок сейчас заполнен непрофессионалами, которые решили в одночасье стать копирайтерами, чтобы «вырваться из офисного рабства» и работать из дома. Решить этот квест вам помогут наши рекомендации.
Чаще всего копирайтер нужен бизнесу для написания текстов для сайта и соцсетей. Для начала важно понять, кто именно вам нужен: копирайтер или SMM-щик – это не всегда означает одно и то же. SMM-щик отвечает за стратегию ведения страниц в соцсетях, продумывает визуальную составляющую, настраивает рекламу, пишет план публикаций, копирайтер – непосредственно пишет тексты по этому плану. У SMM-щика гонорар часто выше, чем у копирайтера, но здесь важно понять, готовы ли вы платить двум специалистам сразу. Иногда можно найти и «два в одном», но у таких специалистов, как правило, что-нибудь одно все-таки преобладает.
Где искать копирайтера
- Биржи. Только ленивый не писал о том, что биржи – это «братские могилы», где вы играете в русскую рулетку. А мы вам говорим: откройте глаза и смотрите непосредственно на исполнителя, на его опыт, адекватность и умение общаться с вами на начальном этапе. Это главное.
- Соцсети. Идите в профильные группы, где находится огромное количество специалистов самого разного уровня – от топов до начинающих старательных студентов, которые сейчас на том этапе, когда пишут “за шапку сухарей”. Чем хороши соцсети? Вы можете увидеть человека непосредственно в деле, изучите его профиль, посмотрите, как он общается в комментариях, как позиционирует себя.
- Старое доброе сарафанное радио. Спрашивайте у коллег, пишите посты на своей страничке, что ищете копирайтера, просите перепостов.
Как выбрать
Как понять, что это Тот Самый Копирайтер, которого вы ищете? Вот несколько признаков.
- Как правило, хороший специалист никогда не будет писать обо всем на свете. Женское белье, пластиковые окна, селективная парфюмерия, комплектующие к велосипедам, отношения мужчины и женщины — если вы видите, что в портфолио копирайтера есть такая сборная солянка, значит, будьте внимательны. Нельзя разбираться во всем и сразу.
- Отбор на первом этапе. Отличный способ, который советуют применять опытные эйчары. Дайте соискателям очень чёткие инструкции, что нужно сделать. Например, отправить резюме и сопроводительное письмо по данному адресу, в письме указать конкретные показатели, которые вам интересны, а в теме письма написать определенные слова. Это сразу отсеет от вас невнимательных копирайтеров, которые впоследствии будут срывать дедлайны бесконечными уточнениями и неорганизованностью.
- Мой личный способ, с помощью которого я отсеиваю кандидатов, у которых со мной могут быть разные ценности. Например, я всегда спрашиваю, какую профессиональную литературу, нон-фикшн, читает соискатель. Если он начинает теряться или выдавать “чужие списки книг за свои”, я его отсеиваю.
Как оценить работу
Для того, чтобы оценить работу копирайтера, нужно в самом начале правильно составить техзадание, а потом проверить, насколько текст соответствует тем задачам, которые вы поставили. Грамотная речь. Отсутствие воды, понятная структура.
Важно: оговаривайте дедлайны и количество правок. Если боитесь срыва, тогда ставьте дедлайн немного раньше срока. Как правило, три «сеанса» правок в текст — это нормальная рабочая история. Чтобы ваш копирайтер не «терялся», определите мессенджер, в котором вы будете связываться в случае форс-мажора.
Без взаимного уважения и умения слушать друг друга работы не построишь, помните об этом. Копирайтер — не ваш раб или мальчик для битья. Собственник — вы, и главную ответственность несете именно вы.
Результат
Ключевой показатель качественной работы копирайтера — это увеличение количества подписчиков в соцсетях, активная жизнь в комментариях и приток клиентов, которые будут приходить к вам ещё и ещё раз, приводить своих друзей и родственников. Если всё это вы наблюдаете, значит, копирайтер справляется со своей задачей.
Об авторе: Эльмира Исянова, главный редактор делового интернет-журнала PR-today, создательница школы копирайтинга «Текстоголик».