Инну Алексееву можно по праву считать одним из самых известных пиарщиков страны. Неудивительно, что в 2014 году Инну, как генерального директора агентства PR Partner, консалтинговая компания Ernst&Young отметила специальной номинацией «Безупречная репутация» в международном конкурсе «Деловые женщины 2014». Безупречная репутация, к слову, не только у Инны, но и у её клиентов, что немало говорит о качестве работы её агентства.
Мы побеседовали с Инной о карьерном пути, бизнес-принципах, франчайзинге агентств, литературных планах и много о чём ещё.
— Я люблю начинать интервью с экспертами с того, как же человек вообще попал в PR. Расскажите вашу историю.
— Я училась на журфаке в университете. Нужны были деньги, поэтому пошла работать уже после первого курса — сначала в новосибирское рекламное агентство, а затем в event-агентство «СибКонгресс», где отвечала за PR конференций IT-вендоров, роад-шоу и пр.
— Как пришла идея открыть PR-агентство?
— Впервые агентство как бизнес я открыла вместе с однокурсницей в Новосибирске, уже после окончания вуза. Одна из ключевых мотиваций на тот момент у меня была именно финансовая. Я в какой-то момент поняла, что во-первых, столько денег, сколько я хочу, в местных СМИ или агентствах я вряд ли заработаю, а во-вторых, что хочу заниматься своим делом, а не идти в найм. Рынок интеллектуальных услуг в Новосибирске не такой большой, агентств на тот момент (да и сейчас) на нем тоже было мало, поэтому открытие своего бизнеса тогда казалось хорошей идей.
Долю в том агентстве я продала, когда мой супруг через пару лет получил предложение от компании Mars по работе в Москве. В Москве я работала в найме, затем, когда обросла контактами, знаниями местной специфики, сделала PR Partner здесь.
— Были на начальном этапе какие-то трудности — бюрократические, сотруднические, ещё какие-то? Как их удалось преодолеть?
— Никаких особых сложностей при снятии офиса, при регистрации ООО я не заметила.
Мне кажется, что о трудностях говорят те, кто не пытался регистрировать бизнес сам. Все было очень просто: я скачала стандартный Устав из сети, арендовала офис, съездила пару раз в налоговую. Сейчас, говорят, это даже проще, чем 9 лет назад.
Первыми клиентами агентства стали Autodesk, разработчик ПО для архитекторов, которые пришли по рекомендации «СибКонгресс», и DeltaCredit — банк, в котором я работала до PR Partner.
— В России большинство агентств, по ощущениям, предоставляет все услуги всем. Как вам кажется — PR Partner на сегодня это агентство вот такого вот широкого профиля или у вас всё-таки появился за эти годы фокус на каких-то задачах и индустриях?
— У нас три основные практики: IT и телеком, финансы и недвижимость и FMCG. Наш идеальный клиент — это белая западная женщина-директор по PR или маркетингу около 40 лет. Как правило, такие клиенты остаются с нами надолго, мы хорошо понимаем их KPI и друг друга. Мы, например, уже четвертый год работаем с Winx, пятый год сотрудничаем с КРОК, шестой год — с VMware, девятый год — с Check Point.
Мы занимаем нишу между мелкими агентствами в 5-15 человек и агентствами-корпорациями в 60-150 человек. Удачно выбранная ниша позволяет нам удерживать достойный уровень прибыли, а это значит — постоянно инвестировать в персонал.
— Если мне память не изменяет, ваше агентство чуть ли не единственное в России, которое продаёт свою франшизу. И сейчас у вас один партнёр-франчайзи в Краснодаре. Почему решили таким нетривиальным способом двигаться?
— Очень часто ко мне обращались руководители региональных агентств, просили поделиться опытом — как делать бизнес, как найти первых клиентов, как нанимать сотрудников. Поэтому мы решили зарегистрировать торговую марку, товарный знак и продавать франшизу, чтобы передавать свои технологии и опыт. Наши южные франчайзи работают не только в Краснодаре, но и Ростове-на-Дону, Сочи и других городах на юге.
— Это история скорее про бизнес или про рост влияния? Или про что-то ещё?
Это исключительно бизнес-история. Рост влияния без прибыли мне не интересен. Одна из амбициозных бизнес-задач, связанных с франшизой — это обкатка масштабируемости услугового бизнеса.
— А что даёт ваша франшиза?
— Мы передаем технологии ведения бизнеса, обучаем франчайзи на стажировке в Москве в течение 1-2 месяцев всему, что знаем. Мы передаем наши договоры, чек-листы, брифы, презентации, примеры компредов, обучаем проводить встречи с клиентами, сотрудниками, партнерами, а также передаем клиентов, обеспечиваем консалтинговой поддержкой в течение всего времени работы.
— Не было ли идей открывать в регионах свои представительства, как AGT?
— Нет, мы решили двигаться в регионы через франшизу, так как считаем, что местные партнеры лучше разбираются в локальной специфике. И нам не очень интересны региональные рынки, мы не хотим быть конкурентами нашим франчайзи.
— Насколько тема франчайзинга PR-агентств вам кажется перспективной? Стали бы рекомендовать другим агентствам такое?
— Мне сложно рекомендовать франшизу другим агентствам, так как я не знаю, на чем у них строится бизнес, какой там уровень прибыльности и многое другое.
В России франчайзинг только начинает развиваться, однако успешный опыт «Инвитро» и «Додо Пицца» показывает, что всё возможно.
— Бытует мнение, что расходы на PR в кризис сокращают — причем, не только увольняют пиарщиков, но и отказываются от услуг агентств. Почувствовали на себе невидимую руку кризиса?
— Наверное, идет речь в большей степени о сокращении расходов на рекламу, а не на PR. Кажется, заказчики наоборот стали отдавать нам больше задач. Мы пока не ощутили кризис: в прошлом году наш оборот вырос на 28%, в этом году хотели бы сохранить те же темпы.
— Вы вели первый в России блог про PR. Почему сейчас отказались от этого?
— Блог был хорош в качестве привлечения первых клиентов из малого бизнеса, а сейчас мы в PR Partner ориентируемся как агентство на крепких середнячков и крупный бизнес. Директора по PR и маркетингу таких компаний в меньшей степени читают блоги, но больше ходят по конференциям, смотрят вебинары. Поэтому сейчас акцент делаем на другие инструменты продвижения.
— Много лет назад вы написали очень хорошую и практичную книжку «PR высокого полёта». Как пришла идея книги, как шло написание? Почему именно это тема?
— Спасибо большое за «хорошую книжку»! Мы с моей коллегой Татьяной Гуляевой (сегодня Татьяна Патрацкая — прим.ред.) мы написали её в период декретных отпусков. Захотелось поделиться опытом, как мы продвигали своих топ-менеджеров: я занималась «топами» банковской сферы (сейчас мои бывшие руководители работают в Росбанке, Юниаструм банке и за рубежом), а Татьяна продвигала Евгения Чичваркина вплоть до его отъезда в Лондон. На момент написания, ни одной книги по PR руководителей на русском не было. Писали мы её в основном в кафе, а потом я сводила дома, присылала Тане кусками на вычитку.
— В ближайшее время планируются ещё литературные подвиги?
— Пока нет. Очень бы хотела написать книгу по медиатренингам для руководителей, но сейчас я веду от 6 до 12 медиатренингов в месяц, поэтому на книгу пока времени не остается.
Это большой драйв — работать с руководителями и помогать им.
Если и выпущу книгу, то можно будет сказать, что она писалась на протяжении 10 лет — именно столько времени я и делаю медиатренинги для топов.
— Вы как-то в фейсбуке рассказывали, что вам на каждую вакансию пиарщика приходит несколько сотен резюме. Каких людей вы выбираете к себе в команду?
— Любопытных, позитивных, умных, тех, кто умеет делать руками, а не только рассуждать. Стараемся брать тех, кто может расти вместе с агентством. Среди коллег — много выпускников МГУ, РУДН, ВШЭ.
— Как изменилось отношение клиентов к PR за последние 10 лет?
— Клиенты стали более требовательными. Они больше внимания стали уделять KPI, отчётности и стратегическому планированию. Стали всё чаще заказывать SMM-кампании и «узкие» услуги типа медиааудита или тех же медиатренингов.
— Поделитесь профессиональными планами на грядущую пятилетку?
— Мы в PR Partner хотим продолжить расти на 25-30% ежегодно и продавать франшизы в регионы, нанимать сильных пиарщиков и больше инвестировать в персонал.
— Можно ли сказать, что пиарщик сегодня должен обладать какими-то новыми компетенциями, которые ему ещё 5-10 лет назад были не нужны? На что сейчас нужно обратить особое внимание подрастающему поколению пиарщиков?
— Всё, что касается SMM, исследований, медиаизмерений — однозначно, очень полезные умения. Если говорить о том, на что обратить внимание молодым, то это в первую очередь иностранные языки. Языки повышают стоимость выпускника на рынке труда, поэтому при прочих равных, я бы советовала инвестировать в них своё время и деньги. Soft skills типа тайм-менеджмента, ораторского мастерства, networking тоже очень пригодятся!
— Какие СМИ вы читаете каждый день?
— «Ведомости» и «Секрет Фирмы».
— Можете порекомендовать 5 полезных книг по PR, которые что-то новое дали лично вам, как специалисту?<
— Если только пять, то:
— Сформулируйте 3 закона PR на все времена, которых лично придерживаетесь сами и учите свою команду?
— У нас разработаны внутриагентские правила коммуникации с клиентами PR Partner, которых мы стараемся придерживаться.
К примеру, мяч должен быть на стороне клиента. Или же — предлагай заказчику не менее трех вариантов. Но, конечно, это не законы, а правила работы, которые мы написали вместе с командой, а теперь по ним живем.
Фото из архива PR Partner
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.