Инна Алексеева: "Это большой драйв — работать с руководителями и помогать им! "

Инну Алексееву можно по праву считать одним из самых известных пиарщиков страны. Неудивительно, что в 2014 году Инну, как генерального директора агентства PR Partner, консалтинговая компания Ernst&Young отметила специальной номинацией «Безупречная репутация» в международном конкурсе «Деловые женщины 2014». Безупречная репутация, к слову, не только у Инны, но и у её клиентов, что немало говорит о качестве работы её агентства.

Мы побеседовали с Инной о  карьерном пути, бизнес-принципах, франчайзинге агентств, литературных планах и много о чём ещё.

— Я люблю начинать интервью с экспертами с того, как же человек вообще попал в PR. Расскажите вашу историю. 

— Я училась на журфаке в университете. Нужны были деньги, поэтому пошла работать уже после первого курса — сначала в новосибирское рекламное  агентство, а затем в  event-агентство «СибКонгресс», где отвечала за PR конференций IT-вендоров, роад-шоу и пр.

— Как пришла идея открыть PR-агентство? 

— Впервые агентство как бизнес я открыла вместе с однокурсницей в Новосибирске, уже после окончания вуза. Одна из ключевых мотиваций на тот момент у меня была именно финансовая. Я в какой-то момент поняла, что во-первых, столько денег, сколько я хочу, в местных СМИ или агентствах я вряд ли заработаю, а во-вторых, что хочу заниматься своим делом, а не идти в найм. Рынок интеллектуальных услуг в Новосибирске не такой большой, агентств на тот момент (да и сейчас) на нем тоже было мало, поэтому открытие своего бизнеса тогда казалось хорошей идей.

Долю в том агентстве я продала, когда мой супруг через пару лет получил предложение от компании Mars по работе в Москве. В Москве я работала в найме, затем, когда обросла контактами, знаниями местной специфики, сделала PR Partner здесь.

Photo (130 of 211)

— Были на начальном этапе какие-то трудности — бюрократические, сотруднические, ещё какие-то? Как их удалось преодолеть? 

—  Никаких особых сложностей при снятии офиса, при регистрации ООО я не заметила.

Мне кажется, что о трудностях говорят те, кто не пытался регистрировать бизнес сам. Все было очень просто: я скачала стандартный Устав из сети, арендовала офис, съездила пару раз в налоговую. Сейчас, говорят, это даже проще, чем 9 лет назад.

Первыми клиентами агентства стали Autodesk, разработчик ПО для архитекторов, которые пришли по рекомендации «СибКонгресс», и DeltaCredit — банк, в котором я работала до PR Partner.

— В России большинство агентств, по ощущениям, предоставляет все услуги всем. Как вам кажется — PR Partner на сегодня это агентство вот такого вот широкого профиля или у вас всё-таки появился за эти годы фокус на каких-то задачах и индустриях?

— У нас три основные практики: IT и телеком, финансы и недвижимость и FMCG. Наш идеальный клиент — это белая западная женщина-директор по PR или маркетингу около 40 лет. Как правило, такие клиенты остаются с нами надолго, мы хорошо понимаем их KPI и друг друга. Мы, например, уже четвертый год работаем с Winx, пятый год сотрудничаем с КРОК, шестой год — с VMware, девятый год — с Check Point.

Мы занимаем нишу между мелкими агентствами в 5-15 человек и агентствами-корпорациями в 60-150 человек. Удачно выбранная ниша позволяет нам удерживать достойный уровень прибыли, а это значит — постоянно инвестировать в персонал.

— Если мне память не изменяет, ваше агентство чуть ли не единственное в России, которое продаёт свою франшизу. И сейчас у вас один партнёр-франчайзи в Краснодаре. Почему решили таким нетривиальным способом двигаться? 

— Очень часто ко мне обращались руководители региональных агентств, просили поделиться опытом — как делать бизнес, как найти первых клиентов, как нанимать сотрудников. Поэтому мы решили зарегистрировать торговую марку, товарный знак и продавать франшизу, чтобы передавать свои технологии и опыт. Наши южные франчайзи работают не только в Краснодаре, но и Ростове-на-Дону, Сочи и других городах на юге.

— Это история скорее про бизнес или про рост влияния? Или про что-то ещё?

Это исключительно бизнес-история. Рост влияния без прибыли мне не интересен. Одна из амбициозных бизнес-задач, связанных с франшизой — это обкатка масштабируемости услугового бизнеса.

— А что даёт ваша франшиза? 

— Мы передаем технологии ведения бизнеса, обучаем франчайзи на стажировке в Москве в течение 1-2 месяцев всему, что знаем. Мы передаем наши договоры, чек-листы, брифы, презентации, примеры компредов, обучаем проводить встречи с клиентами, сотрудниками, партнерами, а также передаем клиентов, обеспечиваем консалтинговой поддержкой в течение всего времени работы.

— Не было ли идей открывать в регионах свои представительства, как AGT? 

— Нет, мы решили двигаться в регионы через франшизу, так как считаем, что местные партнеры лучше разбираются в локальной специфике. И нам не очень интересны региональные рынки, мы не хотим быть конкурентами нашим франчайзи.

— Насколько тема франчайзинга PR-агентств вам кажется перспективной? Стали бы рекомендовать другим агентствам такое? 

— Мне сложно рекомендовать франшизу другим агентствам, так как я не знаю, на чем у них строится бизнес, какой там уровень прибыльности и многое другое.

В России франчайзинг только начинает развиваться, однако успешный опыт «Инвитро» и «Додо Пицца» показывает, что всё возможно.

— Бытует мнение, что расходы на PR в кризис сокращают — причем, не только увольняют пиарщиков, но и отказываются от услуг агентств. Почувствовали на себе невидимую руку кризиса? 

— Наверное, идет речь в большей степени о сокращении расходов на рекламу, а не на PR. Кажется, заказчики наоборот стали отдавать нам больше задач. Мы пока не ощутили кризис: в прошлом году наш оборот вырос на 28%, в этом году хотели бы сохранить те же темпы.

— Вы вели первый в России блог про PR. Почему сейчас отказались от этого? 

— Блог был хорош в качестве привлечения первых клиентов из малого бизнеса, а сейчас мы в PR Partner ориентируемся как агентство на крепких середнячков и крупный бизнес. Директора по PR и маркетингу таких компаний в меньшей степени читают блоги, но больше ходят по конференциям, смотрят вебинары. Поэтому сейчас акцент делаем на другие инструменты продвижения.

1618241_710311122390159_1435406554052553238_o

— Много лет назад вы написали очень хорошую и практичную книжку «PR высокого полёта». Как пришла идея книги, как шло написание? Почему именно это тема?

— Спасибо большое за «хорошую книжку»! Мы с моей коллегой Татьяной Гуляевой (сегодня Татьяна Патрацкая — прим.ред.) мы написали её в период декретных отпусков. Захотелось поделиться опытом, как мы продвигали своих топ-менеджеров: я занималась «топами» банковской сферы (сейчас мои бывшие руководители работают в Росбанке, Юниаструм банке и за рубежом), а Татьяна продвигала Евгения Чичваркина вплоть до его отъезда в Лондон. На момент написания, ни одной книги по PR руководителей на русском не было. Писали мы её в основном в кафе, а потом я сводила дома, присылала Тане кусками на вычитку.

— В ближайшее время планируются ещё литературные подвиги? 

— Пока нет. Очень бы хотела написать книгу по медиатренингам для руководителей, но сейчас я веду от 6 до 12 медиатренингов в месяц, поэтому на книгу пока времени не остается.

Это большой драйв — работать с руководителями и помогать им.

Если и выпущу книгу, то можно будет сказать, что она писалась на протяжении 10 лет — именно столько времени я и делаю медиатренинги для топов.

— Вы как-то в фейсбуке рассказывали, что вам на каждую вакансию пиарщика приходит несколько сотен резюме. Каких людей вы выбираете к себе в команду? 

— Любопытных, позитивных, умных, тех, кто умеет делать руками, а не только рассуждать. Стараемся брать тех, кто может расти вместе с агентством. Среди коллег — много выпускников МГУ, РУДН, ВШЭ.

— Как изменилось отношение клиентов к PR за последние 10 лет? 

— Клиенты стали более требовательными. Они больше внимания стали уделять KPI, отчётности и стратегическому планированию. Стали всё чаще заказывать SMM-кампании и «узкие» услуги типа медиааудита или тех же медиатренингов.

— Поделитесь профессиональными планами на грядущую пятилетку? 

— Мы в PR Partner хотим продолжить расти на 25-30% ежегодно и продавать франшизы в регионы, нанимать сильных пиарщиков и больше инвестировать в персонал.

— Можно ли сказать, что пиарщик сегодня должен обладать какими-то новыми компетенциями, которые ему ещё 5-10 лет назад были не нужны? На что сейчас нужно обратить особое внимание подрастающему поколению пиарщиков? 

— Всё, что касается SMM, исследований, медиаизмерений — однозначно, очень полезные умения. Если говорить о том, на что обратить внимание молодым, то это в первую очередь иностранные языки. Языки повышают стоимость выпускника на рынке труда, поэтому при прочих равных, я бы советовала инвестировать в них своё  время и деньги. Soft skills типа тайм-менеджмента, ораторского мастерства, networking тоже очень пригодятся!

— Какие СМИ вы читаете каждый день?

— «Ведомости» и «Секрет Фирмы».

— Можете порекомендовать 5 полезных книг по PR, которые что-то новое дали лично вам, как специалисту?<

— Если только пять, то:

1. Дэвид Майстер, «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги».
2. Он же, «Истинный профессионализм»
3. Джек Митчелл, «Обнимите своих клиентов»
4. Микаловиц Майк, «Метод тыквы».
5. Brad Phillips. Media training bible (еще не переведена на русский).

— Сформулируйте 3 закона PR на все времена, которых лично придерживаетесь сами и учите свою команду?

— У нас разработаны внутриагентские правила коммуникации с клиентами PR Partner, которых мы стараемся придерживаться.

К примеру, мяч должен быть на стороне клиента. Или же — предлагай заказчику не менее трех вариантов. Но, конечно, это не законы, а правила работы, которые мы написали вместе с командой, а теперь по ним живем.

 

 Фото из архива PR Partner

Записала Розалия Каневская