Знать подводные камни и секреты командной работы и мотивации сотрудников полезно, даже если ты не руководишь компанией, а, например, занимаешься в ней HR. Любому пиарщику полезно будет заглянуть «по ту сторону» управления персоналом, особенно, если он задумывается о создании собственного пиар-агентства.
Книги, выбранные нами, можно разделить на два типа — по поиску идеального кандидата и по построению успешной команды. В них мировые эксперты по найму персонала открывают секреты: как они находят хороших сотрудников, как мотивируют их и какую культуру прививают.
1. Кто
Главная проблема бизнеса — неэффективный найм, по мнению журнала The Economist. Почему это так? В среднем неподходящий сотрудник обходится компании в 15 его заработных плат. Авторы Джефф Смарт и Рэнди Стрит разработали стратегию, которая поможет избежать убытков. Вот краткое резюме этой теории (и содержание книги): составление оценочного листа (определяемся, чего мы ждём от сотрудника на конкретной должности), поиск (где брать людей), отбор лучших (четыре интервью), сделка (как уговорить нужного человека перейти в вашу компанию).
2. Почему не все любят ходить на работу
Уже прошли те времена, когда чувства сотрудников не брались в расчёт. Подавленный, уставший работник не может трудиться эффективно. Этот феномен не только делает людей несчастными, он оказывает неоспоримое, огромное влияние на целые компании. Хотя неудовлётворенность сотрудников бывает сложно оценить, она прямо влияет на результативность, обороты и моральный дух, и всё это, в конце концов, сильно бьёт по бюджету компании.
Вернуть блеск в глазах — задача руководителя. Известный бизнес-тренер Патрик Ленсиони предлагает эффективный способ, который не потребует дополнительных затрат. Ленсиони обещает повысить вовлечённость сотрудников, а вместе с этим и результативность!
3. Управление в эпоху кризиса
«Всё зависит от сопротивляемости организма. Если ваш организм крепок, перемены закаляют вас. Но если вы слабы, вы можете умереть», — пишет автор Ицхак Адизес. Чем сильнее растёт ваша компания, тем больше будет изменений и проблем, и этого не стоит бояться. А большинство проблем компаний вызвано скорее не внешними причинами, а внутренней дезинтеграцией.
Если непростые времена настали, а вы не уверены в отменном здоровье компании, тогда вам точно стоит прочитать эту книгу. Рекомендации по выживанию в кризис помогут структурировать компанию, мобилизовать все силы и вдохновить людей на борьбу.
4. Remote
Если вы считаете, что сотрудник не может эффективно работать на фрилансе, эта книга для вас. Здесь изложены принципы успешной удалённой работы. Вы узнаете, как выстроить работу, мотивировать подчинённых и многое другое. Авторы сами ведут работу с фрилансерами, они основали компанию 37signals, в которой трудятся люди из разных точек планеты. Их программами пользуются более 3 миллионов человек по всему миру. Среди них Basecamp — система управления проектами, Backpack — система управления знаниями, Highrise — система CRM и мессенджер Campfire.
5. Заряженные на результат
Производство и маркетинг — не единственные составляющие успешного бизнеса. Без внутренней культуры рано или поздно настанет закат компании. Авторы Нил Доши и Линдси Макгрегор изучили опыт лучших мировых компаний, исследовали то, как работают десятки тысяч людей — от программистов и финансовых консультантов до учителей и банкиров — и обнаружили, что великие корпоративные культуры обычно опираются на красивые и простые научные подходы.
Если раньше понятие «корпоративная культура» было неоформленным и расплывчатым, то теперь её эффективность можно измерить и определить, в чём она слаба, а в чём действенна. В этой книге проанализирован опыт лучших мировых компаний: благодаря чему им удаётся быть успешными на протяжении многих лет. Каждый руководитель может создать культуру взаимодействия, где люди заточены на результат.
6. Управление жизненным циклом корпораций
Эту книгу отличает то, что только здесь собраны три основные составляющие части методологии Ицхака Адизеса. Этот метод применяется по всему миру в компаниях с объёмом продаж от $2 млн до $2 млрд. Вы получите ответы на многие вопросы, в том числе: почему одни компании достигают колоссального расцвета, а другие нет? Какие болезни роста нормальны? Какими методами можно быстро диагностировать и решить управленческие проблемы? Какие четыре стиля лидерства необходимы для успешного руководства компанией?
7. Не всем достанется приз
Это наиболее полное исследование о поколении Y. Его представители имеют огромный потенциал и могут стать продуктивными сотрудниками. В книге развенчиваются и обосновываются многие мифы. Например, считается, что для удержания лучших представителей «игреков» рабочее место нужно сделать весёлым. Это не так, они не ведутся на такие обманки. Кстати, и личная жизнь для них всегда будет на первом месте. Имейте это в виду, когда будете принимать на работу очередного «игрека».
8. Рекрутинг на 100%
Автор Ильгиз Валинуров ищет и находит идеальных кандидатов с 1999 года. Он провел более 11 тыс. собеседований на позиции специалистов, руководителей высшего и среднего звена. Чтобы найти идеального кандидата, надо не только знать, каким он должен быть, но ещё и самому стать привлекательным работодателем. В книге подробно рассмотрена работа с резюме, интервью и даже конкурентами, которые претендуют на того же специалиста, что и вы. Эта методичка для тех, кто хочет найти по-настоящему хороших сотрудников.
9. Работа рулит!
«Амазон» назвал это издание — книгой №1 про корпоративную культуру, а написана она вице-президентом Google по персоналу Ласло Боком. «Мы проводим на работе больше всего времени. И рабочий опыт не должен быть демотивирующим или неприятным», — так он считает. Кому, как не сотрудникам Google, знать про работу в компании мечты.
Вот часть того, о чем рассказывает книга: нужно учиться не только у своих лучших сотрудников, но и худших; платить нужно «несправедливо»; нанимать стоит тех, кто умнее вас — даже если вам придётся очень долго искать; если вы не испытываете дискомфорта от того, что дали много свободы сотрудникам, значит, вы дали мало свободы.
10. Окружи себя лучшими
Как определить свои ошибки в подборе персонала? Как нанимать лучших людей, выявлять и использовать сильные стороны ваших сотрудников? Как создать сильную и успешную команду? Эти и другие «как» — в книге мирового эксперта по поиску персонала Клаудио Фернандеса Араоса. Он 20 лет посвятил поиску топ-менеджеров для ведущих мировых компаний и отточил умение разбираться в людях почти до совершенства.
Чтобы добиться успеха, нужно найти людей с высоким потенциалом, помочь им вписаться в вашу команду и развивать их. Этот рецепт успеха очевиден — и тем не менее лишь немногим менеджерам удаётся реализовать его.
Подборку подготовило издательство «МИФ»
Фото: Pixabay