Для публичных компаний существуют обязательные стандарты раскрытия отчетности, для непубличных это – дело добровольное. Микрофинансовая компания «Лайм-Займ» в течение двух лет публикует социальный годовой отчет по итогам года. Для чего нужна такая практика и как подготовить подобный документ, рассказала PR-директор компании Диана Притыко.
Для чего непубличной компании готовить социальный годовой отчет
- Познакомить инвесторов и партнеров с особенностями внутренних бизнес-процессов, что положительно влияет на имидж компании и Investor Relations.
- Возможность привлечь внимание к сектору и компании со стороны органов местной власти и общественных организаций для совместной реализации социально значимых проектов.
- Повышение прозрачности ранее закрытого и окутанного мифами сектора для обычных людей и развеивание этих мифов.
- Формирование и поддержание положительного имиджа всего сектора, к которому принадлежит компания.
Как создать социальный годовой отчет
И публичные, и непубличные компании раскрывают финансовые результаты за период (квартал, полугодие, год). Это может быть отчетность по национальному стандарту РСБУ, в отдельных случаях – отчетность по МСФО. Подобные документы содержат информацию исключительно о финансовых показателях компании: размер капитала, чистая прибыль, выручка. Интерпретировать ее может узкая аудитория, так как подобная документация не предполагает содержательных комментариев (если только компания дополнительно не готовит более понятный простому человеку пресс-релиз).
Для публичных компаний действуют и стандарты по раскрытию нефинансовых результатов работы: реализованных проектов, ESG-повестки, HR-бренда и многих других сфер. В микрофинансовой отрасли, где подавляющее число компаний – непубличные, практика подробного рассказа о компании ограничивается презентацией для инвесторов. Акцент при этом делается на динамике финансовых показателей и инструментах инвестирования.
Стандартов оформления социального годового отчета для непубличных компаний не существует, но отрасль нуждается в новых инструментах изменения общественного мнения, чтобы быть более прозрачной для аудитории. При подготовке отчета команда «Лайм-Займ» опиралась на практики Investor Relations.
Подготовку провели в несколько этапов:
1. Составить структуру.
В нее вошли разделы, посвященные информации о компании (история появления и развития бизнеса, портрет типичного клиента, продуктовая линейка), стратегии развития бизнеса, результатам деятельности за год по ключевым направлениям (от финансовых показателей до изменений в скоринге и клиентском сервисе).
2. Собрать информацию о результатах по ключевым бизнес-направлениям.
PR-специалисты составили список вопросов, о том, чем занимается каждое подразделение компании, какие проекты команды успели реализовать за прошедший год и с какими результатами, каковы планы на следующий год. Этот список был направлен руководителям подразделений для подготовки развернутых ответов.
3. «Упаковать» смыслы и достижения.
Дизайнеры помогли сделать презентацию в фирменном стиле и с учетом тех смысловых блоков, которые удалось выделить из ответов подразделений на вопросы.
4. Распространить документ среди целевой аудитории.
PR-команда опубликовала отчет на сайте для инвесторов и в Telegram-канале, а также распространила пресс-релиз по СМИ, партнерам и инвесторам с помощью e-mail-рассылки.
Совет: перед подготовкой своего отчета изучите отчеты компаний, которые стали призерами и победителями конкурса годовых отчетов от Московской биржи в номинациях «Лучший дебют» и «Лучшие отчеты непубличных компаний». Они не так строго соответствуют стандартам для публичных компаний, поэтому не слишком нагружены, более креативны по содержанию и визуальным решениям, чем «классические» отчеты огромных компаний и корпораций.
Признание экспертного сообщества
Чтобы получить экспертную оценку, в 2023 году компания подала заявку на ежегодный конкурс годовых отчетов от Московской биржи. Конкуренция с публичными компаниями, которые готовят обязательную отчетность на протяжении многих лет, – дело непростое. Но социальный годовой отчет за 2022 год занял призовое место в номинации «Лучший дебют».
В 2024 году компания «Лайм-Займ» также опубликовала социальный годовой отчет. Чтобы вызвать интерес у общественных организаций, местных органов власти и обычных людей, в новом отчете рассказали не только о бизнесе, но и о глобальной миссии, ценностях и целях. Собрали информацию о ESG-стратегии компании и рассмотрели ее реализацию на разных уровнях: от регионов присутствия компании до влияния на уровне страны. Уделили внимание финансовой и социальной инклюзии населения, благотворительных инициативах и акциях, повышении финансовой грамотности людей.
Совет: конкурс Московской биржи – только один из вариантов, как получить оценку профессионалов. Внимательно изучите премии и конкурсы в вашей отрасли, а также в направлении PR и IR. Возможно, вы сможете получить оценку жюри и других конкурсов. Главное – пробовать и не бояться показывать результат своего труда, чтобы знать, в каком направлении совершенствоваться дальше.
Создание и публикация социального годового отчета дает задел для роста количества полезных партнерств и инициатив, укрепляет деловую репутацию компании и подчеркивает профессионализм и экспертизу команды компании.
Об авторе: Диана Притыко, PR-директор микрофинансовой компании «Лайм-Займ»
Главное фото: Sora Shimazaki, Pexels.com