Присутствовать или нет на интервью с твоим начальником/клиентом — конечно, каждый решает для себя. Но какие плюсы и минусы несёт за собой присутствие или отсутствие на интервью? А самое главное — что об этом думают интервьюируемые и сами журналисты. Давайте разберёмся.
Я для себя всегда избирала такую позицию. Всю подготовительную часть интервью я делала сама: договаривалась с боссом и журналистом о теме, формате, договаривалась с фотографом, согласовываю вопросы, собираю всю необходимую информацию и аналитику, готовлю спикера к интервью за пару недель и за день до дня Х, набрасываю тезисы, данные, важные цифры, которые спикеру надо бы озвучить. Встречаю журналиста, знакомлю их со спикером, включаю диктофон, отсаживаюсь куда-нибудь подальше и не мешаю диалогу. Мне кажется, это оптимальная модель присутствия пиарщика на интервью — ты вроде как и не мешаешь, и в случае чего рядом — для моральной поддержки и в качестве подстраховки от искажения слов и фактов (хотя такого в моей практике не было ни разу — тьфу-тьфу-тьфу). Можно ещё договориться со спикером о тайных знаках, которые ты будешь ему подавать тайно, если его будет нести не в ту степь. Но обычно при таком раскладе всё проходит неплохо.
Но, окей, давайте попытаемся ответить на вопрос о том, что об этом думают две самые важные стороны — спикер и журналист.
Есть такая замечательная книжка, The Media Training Bible: 101 Things You Absolutely, Positively Need to Know Before Your Next Interview. Там что-то вроде сборника советов о том, как готовиться к встречам с прессой. Один из PR-бестселлеров сейчас в США, между прочим, так что, если будет возможность, купите или закажите на Amazon — она того стоит.
Так вот, её автор, Брэд Филипс, в своём блоге тоже решил поразмыслить над тем, надо ли пиарщику присутствовать на интервью. Он там приводит увлекательный диалог в твиттере, затеянный одним из авторов Sports Illustrated Ричардом Дейчем, который спросил у своих подписчиков-журналистов: «Как вы поступите, если пиарщик будет настаивать на своём присутствии на интервью?».
Большинство журналистов отвечали на удивление спокойно:
- «Если он не вмешивается со своими исправлениями и дополнениями, то обычно я не возражаю»
- «В NASCAR это нормальная практика. Пиарщики обычно присутствуют на 90% интервью с гонщиками»
- «Немного надоедает, но я никогда не был в ситуации, когда пиарщик внезапно вскакивал и прекращал интервью. Иногда даже помогает»
Но в комментариях были и менее терпеливые журналисты:
- «Я не возражаю, если они не вмешиваются. Но со всеми этими „Не отвечайте на этот вопрос“ и „Задайте вопрос по-другому“ я превращаюсь в Халка»
- «Ненавижу. Они могут сидеть и не вмешиваться, но мне кажется, что сам факт присутствия уже действует на спикера»
- «Никак не препятствую, но обязательно сделаю ремарки в тексте, что на какой-то вопрос пиарщик помешал ответить»
Сам Брэд тоже выразил свою точку зрения на этот вопрос: «Вообще, я думаю, что присутствовать на интервью — это нормальная практика. Они часто могут быстро дать какую-нибудь важную информацию, прояснить некоторые аспекты, которые очень часто понимаются как-то неправильно СМИ и общественностью, в конце концов, они просто устанавливают правила интервью и следят за временем. Но при этом, я убеждён, что журналиста обязательно нужно предупредить о присутствии на интервью третьих лиц».
С другой стороны, если пиарщик не будет присутствовать на интервью, журналист с большей вероятностью найдёт со спикером нормальный человеческий язык, обменяется чисто человеческими мнениями — например, о последнем матче, дизайне офиса, детях и женах, о длине ног секретарши, в конце концов. Это, конечно, off the topic, но позволяет найти общий язык и сделать беседу менее формальной, а интервью — более живым и читабельным. Спикер более раскован без «надзора» пиарщика. Так что если вы уверены, что спикер справится без вашей помощи, вы его хорошо подготовили и доверяете журналисту, вполне можно допустить общение тет-а-тет и спокойно посидеть в приёмной, дожидаясь конца разговора.
Но есть, всё-таки, опасные моменты. Например,
- если это первое или одно из первых интервью спикера,
- если спикер не опытный,
- если спикер плохо умеет складывать мысли в слова,
- если спикер не в большом восторге от общения с другими людьми и вообще, что называется не people person,
- если вы знаете, что спикер хорошо подготовлен, но, разволновавшись, может выдать что-то не то,
- если уже были прецеденты, что от неправильного общения спикера с прессой пострадала репутация компании,
- если вы знаете, что ваш спикер склонен отказываться от своих слов,
- если вы плохо знаете репортера,
- если журналист или его издание априори враждебно настроены по отношению к вашей организации (или лично к спикеру), но вам, тем не менее, нужно интервью у них,
- если организация находится в состоянии коммуникационного кризиса,
допускать общение спикера один на один с репортером не стоит.
Давайте на ситуацию посмотрим с точки зрения спикера. Надо очень хорошо понять, кто же перед тобой сидит. Насколько он легко идёт на контакт, насколько опытен в общении со СМИ, насколько самостоятелен. В лице пиарщика на интервью ему может потребоваться моральная поддержка, шпаргалка с важными цифрами/датами, просто даже человек, который мог бы перевести сказанное на язык журналиста в случае затруднений. Есть начальники-интроверты, есть абсолютно не харизматичные, есть даже мизантропы, и со всеми надо как-то работать. Хорошо, когда такие люди знают о своих коммуникационных проблемах и способны признать необходимость помощи. Поэтому спикер должен быть первым человеком, у кого вы должны спросить, нужно ли ему ваше присутствие на интервью. В 80% спикер говорит, что нужно.
Если спикер неопытный и вам хочется как-то в неформальной обстановке познакомить его с журналистом, устройте несколько бизнес-завтраков — чтобы эти встречи были не для записи, а для, так сказать, введения журналиста в курс дела и установления каких-то неформальных, но рабочих связей. А для интервью, всё-таки, стоит оставить то, что вы готовы сказать и не будете в дальнейшем отказываться от своих слов.
Некоторые мои коллеги, конечно, любят переписывать тексты интервью, кардинально меняя его смысл и акценты, но мне кажется, что это не совсем профессионально — зачем тогда было терять время спикера и журналиста, если ты сам мог написать все ответы? Журналист присылает материал на согласование только чтобы вы уточнили даты, цифры, данные, факты и всё такое. Но то, что сказал спикер на интервью, может быть использовано в интервью — и не надо лишний раз править то, что можно не исправлять из целей «как бы чего не вышло».
Это, если хотите, такой мой личный закон Вегаса в PR: «То что сказано в интервью, остаётся в интервью». Я предупреждаю о таком подходе обе стороны: и спикера, и журналиста. Журналист тебе начинает больше доверять, а спикер — более ответственно относится к медиатренингам, подготовке к интервью и сказанным журналистам словам.
В общем, решать, конечно, вам в каждой конкретной ситуации, но лично мне кажется, что ненавязчивое присутствие пиарщика на интервью может избавить от многих рисков, ничем не повредив качеству итогового материала.
Розалия Каневская,
редактор Mediabitch.ru,
независимый консультант по PR
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.